Изменение климата — обширная и актуальная тема, так как затрагивает абсолютно все страны мира. Именно сейчас повсеместно продолжает развиваться и усиливаться ESG-повестка, а производство АПК переводят на новые рельсы, которые позволят контролировать факторы изменения климата. Но Россия немного выбивается из общего графика.
В рамках сценария RCP 8.5 (сценария эволюции антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу в будущем) в России ожидается увеличение среднегодовой температуры на 2,6–4,8 °C к 2100 году, а также снижение количества осадков на юге европейской части России и увеличение их числа в североевропейской, сибирской и дальневосточной частях страны. Это может привести как к засухам в ряде регионов ЮФО, ЦФО, ПФО, так и к переувлажнению почв в субъектах СЗФО, ДФО и др. В России темпы изменения климата превышают общемировые, поэтому российский АПК — под исключительным воздействием. Однако, как утверждают эксперты, изменение климата гораздо более благоприятно для отечественного сельского хозяйства, чем для сельского хозяйства других стран. Но ущерб от него приходит сам по себе, а выгоды — только в результате адаптационных мероприятий, требующих инвестиций.
Среди наиболее актуальных рисков можно выделить:
- Риски, связанные с доступностью водных ресурсов
- Повышение частоты экстремальных погодных явлений
- Пожары
Среди переходных рисков для животноводства наиболее вероятными являться:
- Сокращение рынков сбыта из-за низкой углеродоемкости продукции конкурентов
- Удорожание энергоресурсов при при введении ограничений на выбросы ПГ
- Квотирование выбросов ПГ включая АПК
Для растениеводства наиболее вероятными являются переходные риски:
- Удорожание энергоресурсов при введении ограничений на выбросы ПГ, а также внедрении ВИЭ и низкоуглеродных технологий
- Удорожание логистики, связанное с электрификацией транспорта и/или переводом ее на низкоуглеродное топливо.
На текущий момент законодательство России, направленное на реализацию митигационных и адаптационных мер по борьбе с изменением климата, находится в стадии формирования. В РФ декарбонизации сектора АПК придается небольшое значение ввиду незначительной доли выбросов. Вместе с тем, сектору АПК следует вырабатывать стратегии к неизбежным проявлениям изменения климата уже в краткосрочной перспективе.
Климатическая повестка в мире
Распространение климатической повестки действительно становится большим вызовов для производителей АПК, так как уже представляет собой глобальный тренд, характерный в том числе для приоритетных экспортных рынков. Так, крупные международные компании рынка товаров народного потребления все чаще выбирают поставщиков, товар которых соответствуют стандартам климатически оптимизированной продукции. Крупнейшие компании Востока активно развивают ESG-повестку и перенимают передовые международные практики. А более 70% компаний в мире определили требования или ожидания в отношении ESG-практик поставщиков.
Примеры требований к поставщикам таковы:
- оценка и сокращение выбросов парников газов на всех этапов;
- использование биотоплива и возобновляемых источников энергии в производстве;
- исключение или сведение к минимуму обезлесения при производстве продукции;
- использование методов регенеративного сельского хозяйства и др.
Смещаются и потребительские предпочтения на фоне развития климатической повестки, кроме того, открывая новые возможности для компаний АПК. Так, 67% потребителей в странах ЕС и США выражают озабоченность влиянием климата на АПК. А 71% потребителей в странах ЕС и США хотя бы иногда при покупке продуктов питания принимают решение на основании критерия заботы о проблеме изменения климата.
Для создания линейки углероднонейтральных продуктов Nestlé поставила целью сократить выбросы парниковых газов для брендов Nespresso и KitKat.
Для создания линейки продукции из альтернативных источников белка PepsiCo основала совместно с Beyond Meat предприятие Planet Partnership по разработке, производству и сбыту инновационной продукции из растительного белка.
Для создания линейки мясной продукции, произведенной со сниженным уровнем выбросов парниковых газов, Tyson Foods запустила продукты из говядины, которая была произведена из КРС, участвующих в программе
Climate-Smart Beef Program, под брендом Brazen Beef. Программа включает в себя подбор рациона, ротационный выпас, управление землепользованием и пр.
Если подвести краткий итог, можно сказать, что изменение климата — серьезная угроза для сельского хозяйства в разных странах мира, особенно Азии. А вот для российских производителей могут открываться новые рыночные ниши. Однако углеродоемкость российского сельского хозяйства существенно ниже, чем в большинстве других стран. При этом большинство производителей еще не начинали использовать потенциал сокращения выбросов. Их регулирование в сельском хозяйстве в мире будет расширяться, в том числе появляться дополнительные углеродные барьеры для выхода на рынки. Поэтому уже сейчас нужно догонять остальной мир и внедрять адаптационные мероприятия. А для снижения рисков нужно иметь климатическое оборудование, которые поможет предугадать их.