,

Алла Хмелева. О перспективах и проблемах фермерства в Сибирском регионе.

За эти годы фермерство состоялось, окрепло и заняло достойное место в структуре АПК. Во много это стало возможным благодаря активной позиции федеральной Ассоциации АККОР и региональных фермерских союзов и объединений по отстаиванию своих интересов.

Какие проблемы стоят на повестке дня перед аграриями Сибири, рассказала генеральный директор АККОН Алла Хмелева.

«ВИДНЫ ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

— Сейчас успешно реализуются программы поддержки «Начинающий фермер», «Агростартап», «Развитие семейных животноводческих ферм», «Поддержка сельхоз кооперации», льготного кредитования фермеров.

Аграрии активно взаимодействуют с АО «Росагролизинг» по поставке техники и оборудования. В прошлом году благодаря снятию квот с льготной программы «Росагролизинг — АККОР» Новосибирская область также получила возможность ей воспользоваться. Программа предоставила многим фермерам возможность продолжить свое развитие.

Селу в последние годы оказано значительное внимание. Видны ощутимые результаты. Практически все программные документы, разработанные на основе майских указов Президента, затрагивают жителей села. Особое место отведено развитию Сибири и Дальнего Востока. Определен ориентир на освоение зарубежных рынков.

В Сибири, в точности в Новосибирской области, принята программа комплексного развития сельских территорий на 2020–2024 гг., которая действует с 1 января текущего года.

Ассоциации и фермерские объединения активно сопровождают реализацию данной программы через консультационную и информационную деятельность, путем вовлечения граждан в занятие сельским хозяйством. Ведь развитие и поддержка фермерства способствует и развитию сельских территорий, сохранению доли сельского населения и сельского образа жизни.

Задачи в принятой программе поставлены амбициозные, и регионы нацелены на достижение результата по каждой из них.

Особое внимание уделяется освоению невостребованных земель.

«НУЖНО БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРИ»

— На данный момент одной из приоритетных задач, которую необходимо решить на всех уровнях власти, является необходимость формирования слаженной основы развития регионов, значительно удаленных от рынков сбыта, со сложными климатическими условиями и скудными региональными бюджетами. Нужно более эффективно использовать огромный потенциал
Сибири.

На сегодняшний день только в Новосибирской области невостребованными являются 2 млн гектар продуктивных земель сельхозназначения, в том числе 1,1 млн пашня.

Их них 410 тыс. га из фонда перераспределения и 1584,2 тыс. га — это земли ликвидированных хозяйств. И это только в Новосибирской области.

Сибирский регион отдален от рынков сбыта и имеет сложные природно-климатические условия. По КФХ общий валовый сбор зерна по Новосибирской области составляет в пределах
2, 5 млн тонн, средняя урожайность на уровне 17 ц/га.

Мы понимаем, что это очень мало в сравнении с южными регионами, но выйти на более высокий уровень мы не можем из-за слабой экономической возможности сельхозпредприятий. По этой причине в гектар сибирской земли вносится в среднем лишь 4–5 кг удобрений. Это в разы меньше, чем необходимо для получения достойных урожаев. При правильном подходе в Сибири в целом можно получать в два, а то и в три раза больше сельхозпродукции. Но пока в таких неравных условия нам конкурировать, к примеру, с Краснодарским краем с урожайностью в 60 и более центнеров очень сложно. Мы значительно проигрываем в цене на сельхозпродукцию.

Сложности транспортной логистики ставят крестьян в условия, когда они становятся заложниками у местных переработчиков, которым осенью крестьяне вынуждены сдавать зерно по бросовым ценам по 7–8 тыс. руб. за тонну, при себестоимости 7,5–8 тыс. руб.

С целью нивелирования ценовых параметров необходимо, не эпизодами, а на постоянной основе предусматривать компенсацию затрат, связанных с транспортировкой сельхозпродукции в удаленных от рынков сбыта регионах.

Необходимо также создать сельхозпредприятиям условия с государственным участием для строительства, либо выкупа линейных элеваторных емкостей.

Считаем, что только долгосрочные внятные решения, влияющие на деятельность аграрного комплекса, позволят уверенней строить планы на будущее сельхозпредприятиям, населению, занятому в производстве, получать достойную заработную плату, а наша продукция с понятными ценовыми параметрами будет востребована и в Азиатском регионе, и далеко за их пределами.

Не менее важно выравнивание ценовых параметров в животноводстве. В связи с климатическими особенностями в Сибири фермер-животновод за зиму сжигает солярки не меньше, чем растениевод в сезон. В этом году зима выдалась очень снежная. Ежедневно фермеры задействуют технику для расчистки территорий не только в своих хозяйствах, а также приходят на помощи селянам, очищая поселковые дороги. Эти затраты фермеры практически не компенсируют, они ложатся на увеличения стоимости продукции.

И, соответственно, себестоимость молока и мясной продукции в Сибири значительно выше, чем в других регионах с более мягким климатом. В Сибири строительство помещений для содержания скота в разы дороже. Дороже уход за поголовьем, тратится больше кормов, энергоносителей, запасных частей.

«ВОПРОС ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГСМ ДЛЯ АГРАРИЕВ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕШЕН В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ»

— Несомненно, основной болевой точкой аграрного бизнеса, прежде всего, является экономическая основа. Но также волнуют и другие вопросы: отсутствие квалифицированных кадров, специалистов рабочих профессий, заоблачные цены на энергоносители, ГСМ, несовершенство нормативной базы в земельных отношениях и прочее.

Отдельно остановлюсь на вопросе ценообразования на ГСМ, который думаю, актуален для всех регионов. Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования федерального и регионального дорожного фонда, то есть средства от акцизов идут на финансирование дорожного хозяйства. А аграрий сжигает свою солярку в поле. Почему, приобретая дизтопливо для сельхознужд по заоблачной цене, в которую заложена львиная доля акцизов, он должен платить за содержание автомобильных дорог? Законодательно закреплена доля акцизов 20% в цене на ГСМ, а по факту розничные сети часто любое завышение обосновывают именно поднятием акциза. Поэтому вопрос ценообразования на ГСМ для аграриев должен быть решен в особом порядке на законодательном уровне. Эту проблему, а также другие актуальные для Сибирских регионов вопросы, мы хотим внести в проект резолюции нашего Съезда. И надеемся, что они будут реализованы.

Озвученные проблемы очень важны и требуют безотлагательного решения.

Безусловно, аграрный бизнес — это нелегкий труд для любого региона даже с более комфортными природными условиями, и каждый имеет свои особенности и сложности. Поэтому мы предлагаем Минсельхозу, Правительству, Госдуме при принятии тех или иных решений, влияющих на деятельность села, учитывать особенности регионов.

автор статьи Мария МАКНАМАРА

Эту и другие статьи вы можете прочесть в журнале “Моя Сибирь” , выпуск сентябрь 2020г.