,

О дивный новый мир: экспорт в современный Узбекистан

Республика Узбекистан сегодня — это не только плацдарм для торговли здесь и сейчас, но и в долгосрочной перспективе интересная страна для развития российского бизнеса. Кроме того, вокруг Узбекистана расположен ряд стран, которые также могут быть вовлечены в экспорт. Налаженные отношения с Узбекистаном дают возможность сформировать стабильные цепочки поставок в Туркменистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан.

В 2020 году Узбекистан занял 69-е из 190 мест в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса (DoingBusiness 2020) Всемирного банка.  Страна поднялась на семь позиций по срав-нению с 2019 годом, в котором находилась на 76-й строчке, обойдя Индонезию и Люксембург. В 2016–2017 годах республика занимала 87 место. За последние три года Узбекистан под-нялся в рейтинге DoingBusiness на 18 позиций, а за последние пять лет — почти на 100.

 Почему на Узбекистан стоит обратить пристальное внимание экспортерам, которые еще не зашли на его запятая или компаниям, которые только собираются заниматься внешнеэкономической деятельностью? Во-первых, Республика Узбекистан входит в страны СНГ, которые являются основным экспортным рынком для России, так как многие цепочки поставок сложились еще во времена СССР. За последние пять лет российский экспорт продукции вырос более чем на 60% и достиг $6,7 млрд. При этом Узбекистан входит в пятерку крупнейших покупателей, на который приходится около 10% вывозимой продукции. За последние три года товарооборот удвоился и превысил миллиард долларов.

 Во-вторых, Узбекистан занимает 1-е место по импорту сельхозпродукции из ЕАЭС среди стран СНГ. А в декабре прошлого года Республика получила статус государства-наблюдателя при ЕЭАС. Отметим, что основным преимуществом членства в ЕАЭС является возможность беспрепятственно перемещать товары, капитал, услуги и трудовые ресурсы на территории союза.

 «Узбекистан также рассматривается в рамках нашей работы, чтобы выстроить более эффективную торговлю между странами ЕАЭС и Узбекистаном, с перспективой в дальнейшем выйти на рынки третьих стран, в том числе тех, с которыми у ЕАЭС заключе-ны соглашения о свободной торговле», — отметил директор Депар-тамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян.

 Во-третьих, Республика интересна тем, что демонстрирует хорошую динамику социально-экономического развития. Высокими темпами растет не только численность населения, которая к 2024 году достигнет 37 млн человек, но и его благосостояние. Все это, по словам руководителя ФГБУ «Агроэкспорт» Дмитрия Краснова, формирует долгосрочный тренд на увеличение потребления продуктов питания. Узбекская экономика показала рост даже на фоне пандемии.

 В 2020 году Узбекистан занял 69-е из 190 мест в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса (DoingBusiness 2020) Всемирного банка.

 Страна поднялась на семь позиций по сравнению с 2019 годом, в котором находилась на 76-й строчке, обойдя Индонезию и Люксембург. В 2016–2017 годах республика занимала 87 место. За последние три года Узбекистан поднялся в рейтинге DoingBusiness на 18 позиций, а за последние пять лет — почти на 100. Доходы населения выросли в два раза, при этом большая часть расходов идет на питание. Рынок находится в состоянии роста, и потребительские предпочтения будут развиваться и расширяться, как и линейка продуктов экспорта. Отметим, что российский экспорт непосредственно продукции АПК в Узбекистан за последние пять лет вырос в 2,5 раза.

 Эксперты предлагают ориентироваться на две целевые аудитории — первичную и вторичную.

 Первичной являются женщины. Это движущая сила, которая будет принимать решение обо всех элементах бытия в части покупок.

 Вторая — молодежная, заточенная как раз под слом традиций и открытость всему новому.

 Сейчас в Узбекистане активно развивается сетевой ритейл, поэтому важно наладить грамотные отношения с дистрибьютерами. Кроме того, хотя онлайн-торговля в Республике пока в зачаточном состоянии — только начинают запускаться первые сервисы — этот канал крайне важен. Это то, куда все должны начинать заходить.

 ЭКСПОРТНАЯ ТРОИЦА

 При выборе экспортной ниши, естественно необходимо опираться на наиболее перспективные продукты. Для Узбекистана — это сахаристые кондитерские изделия, маргарин, подсолнечное масло и детское питание.

 

 Будучи самым популярным угощением к чаю, сахаристые кондитерские изделия — это локомотив в продвижении кондитерских изделий в Узбекистане в целом. При этом на рынках Республики наблюдается их дефицит. Это открывает большие перспективы для поставок. Текущий объем рынка — уже $33 млн. Доля России — 14%. К 2024 году объем рынка сахаристых кондитерских изделий достигнет $60 млн. Под зонтичным брендом кондитерских изделий можно продвигать сладкое печенье и вафли.

 Стоит отметить, что среднеценовой сегмент — не есть оптимальная позиция для экспортера. Эксперты советуют уходить от восприятия масс-маркета в премиум-сегмент. При производстве обращать внимание необходимо на вкус, новизну фактуры. Все новое и неизведанное для потребителей Узбекистана сейчас в тренде. Идет слом культурных паттернов. «Таким образом, мы можем за новый вкус, фактуру и начинку просить больше, входя в сегмент-премиум», — отметил генеральный директор RUSFAIR GROUP Валерий Кайгородов. Но сахаристые кондитерские изделия — это не все, что может быть востребовано в Узбекистане.

 Так, компания КОНТИ является лидером среди производителей кондитерских изделий РФ по объемам экспорта и географии продаж в Республике. При этом 87% занимает экспорт шоколадных изделий. Сейчас компания работает через партнеров, однако к 2025 году собирается организовать собственное производство на территории Узбекистана.

 Второй продукт, который имеет большой экспортный потенциал, — маргарин. Он уже сегодня занимает существенную долю в поставках продовольствия из России. Стоит отметить, что это продукт активно применяется для выпечки как в B2B, так и B2C секторе.

 Акцент при производстве и экспорте маргарина необходимо сделать на нишу высокотехнологичной продукции с вкусовыми добавками и качественным составом, которую на данный момент Республика производить не в состоянии, но которая будет пользоваться большей популярностью. Сейчас рынок составляет $70 млн. Доля России — 27%. Считается, что к 2024 году рынок маргарина превысит $150 млн.

 Основным окном возможности, по мнению Валерия Кайгородова, является изношенность оборудования в Узбекистане, поэтому местные игроки не могут удовлетворить спрос современных потребителей.

 Однако стоит учитывать такой фактор, как программу поддержки в Узбекистане локальных игроков.

 «Намечены определенные меры по восстановлению или началу своего производства подсолнечника. Соответственно, за этим последует производство масла и жмыхов. Потом — маргарина. Мы не видим российских инвесторов в этой сфере. Но уже появились итальянские и венгерские инвесторы. В течение 4–5 лет ситуация будет меняться», — рассказал генеральный директор узбекско-российского совместного предприятия «BMB-NRCАgrologistics» Алексей Белоус.

 Поэтому интегрироваться нужно не конечным продуктом, а бизнес-процессами. Сейчас Россия — лидер, но в шаткой позиции. Чтобы закрепиться на первых позициях в долгосрочной перспективе, нужно вырабатывать новые технологические решения. В сознании потребителей важно сформировать устойчивый паттерн — есть обычный маргарин, а есть маргарин российский. Высокотехнологичный продукт позволит войти в премиум-сегмент и получать дополнительную прибыль.

 Наиболее эффективная стратегия развития — создание совместных предприятий, когда часть сырья и технологий из России, а все остальное — производство и сборка — осуществляется на территории Республики. Таким образом можно сохранить российские торговые наценки и получить признание среди потребителей.

 Так как растет численность населения, и одновременно с этим рушатся традиционные устои (все чаще женщины работают, а не являются исключительно хранительницами очага), будет расти и рынок детского питания. Сейчас он уже достигает $30 млн при этом 57% на нем занимает Россия. К 2024 году он превысит $50 млн. И здесь главное удержаться в лидерах. В чем опасность? Рост сегмента заменителей грудного молока сдерживается государственным управлением (в 2020 году принят закон о запрете рекламы ЗГМ). А это не позволяет выработать и осуществить полноценную стратегию, считает Инна Гольфанд, эксперт в области консалтинга и привлечении финансирования и партнер АО «НЭО Центр». Но и эти барьеры можно обходить. Например, создать культуру потребления ЗГМ через работу с педиатрами, с целевой аудиторией — через социальные сети. Дистрибьютор здесь — основное звено.

 Однако детское питание не ограничивается такой позиций как ЗГМ. Успешным примером грамотной реализации продвижения бренда является ФрутоНяня, которая ведет обширную маркетинговую работу через SMM, блогеров, активное взаимодействует с медицинским сообществом Республики.

 За счет такой системной работы и развития бренда в регионе в три раза выросли продажи ФрутоНяни в Узбекистане. При этом в 2020 году на 25% она увеличила долю полки пюре и на 10% — долю полки сухих каш.

 На текущий момент бренд занимает 3-е место на рынке детского питания Узбекистана и рассчитывает в 2021 году выйти на вторую позицию.

 ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

 «По состоянию текущей инфраструктуры выявляются определенные проблемы с учетом того, как достаточно бурно развивается экономическая ситуация и потребительская корзина. Мы ощущаем нехватку хороших инфраструктурных объектов, для того чтобы налаживать оборот продукции на качественном уровне. В Узбекистане действуют несколько комплексов на оптовой торговле. Но в основном они интегрированы с крупными переработчиками плодоовощной узбекской продукции. Со сторонними производителями они не работают», — рассказал генеральный директор узбекско-российского совместного предприятия «BMB-NRC Аgrologistics» Алексей Белоус.

 Не хватает порядка 2 млн тонн складских мощностей. Есть много мелких объектов, но они тоже заточены под конкретных производителей. Для того чтобы облегчить торговлю в двухстороннем порядке, было создано совместное российско-узбекское предприятие — агрологистический комплекс СП ООО «BMB-NRC Agrologistics».

 «Проект представляет собой мультитемпературный комплекс, предназначенный для приема, подработки, фасовки, доработки. В основном это плодовоовощная продукция, и кончено же, этот проект заточен больше на то, чтобы осуществлять экспорт из Узбекистана в Россию, но одновременно мы рассматриваем обратные каналы», — отметил Алексей Белоус.

 Комплекс создан частной компанией при государственной поддержке. Со стороны Республики Узбекистан будет оказана помощь по подведению внешней инфраструктуры, предоставление льгот по налогам на землю, имущество и прибыль. Со стороны России — создание на базе комплекса службы фитосанитарного контроля для упрощения процедур оформления грузов, согласование упрощения процедур Государственного таможенного контроля по принципу «зеленый коридор», а также государственное субсидирование экспортных поставок и инвестиционных проектов за пределами Российской Федерации.

 «По плану вся строительная фаза займет год. Есть перспектива развития. Этот комплекс как пилотный, но во многих областях Республики очень ждут результата нашей работы, чтобы тиражировать такие вещи», — подытожил генеральный директор комплекса.

 Кроме очевидных проблем с выстраиванием логистики существуют и другие трудности.

 Одна из них — это слабая правовая база по защите интеллектуальной собственности. Как итоги — большое количество подделок со стороны местных производителей на бренды.

 «Рынок Узбекистана — это рынок подделок, — отметил Александр Заболоцкий. — Подделали все наши бренды».

 Среди возможных угроз торговле эксперты называют возможную девальвацию местной валюты. Кроме того, волей неволей придется конкурировать с местными производителями, цена на продукты которых меньше средней цены российских представителей.

 Однако, несмотря на это, Узбекистан остается крайне привлекательным, емким рынком с активно растущим сетевым сегментом и возможностью наладить производство на его территории.

 Будучи самым популярным угощением к чаю, сахаристые кондитерские изделия — это локомотив в продвижении кондитерских изделий в Узбекистане в целом. При этом на рынках Республики наблюдается их дефи-цит. Это открывает большие перспективы для поставок. Текущий объем рынка — уже $33 млн. Доля России — 14%. К 2024 году объ-ем рынка сахаристых кондитерских изделий достигнет $60 млн. Под зонтичным брендом кондитерских изделий можно продвигать сладкое печенье и вафли.