,

Экспорт не молока

Иван ПИТЕРС

Медленно, но верно меняется культура питания человечества, и растительные напитки постепенно приобретают всё большую популярность. Что касается российского рынка, то, как отмечают в «Союзмолоке», рост данного сегмента наблюдается в основном в крупных городах-­миллионниках у людей с достатком выше среднего. Отечественный сектор растительных напитков  менее чем в 1–1,5% от рынка молока. Однако же если смотреть шире и на перспективу, то напитки из растительного сырья  это еще одна интересная экспортная возможность, как отмечает в аналитическом обзоре ФГБУ «Агроэкспорт».

РАСТИТЕЛЬНОЕ МОЛОКО В ТРЕНДЕ

В 2017–2021 гг. потребление растительного молока в России демонстрировало положительную динамику и в 2021 году достигло 57 тыс. тонн. Однако в 2022 году объемы снизились до 50,9 тыс. тонн. Основными причинами снижения объемов потребления послужило стремление российских потребителей к экономии и сокращение ассортимента продукции за счет уменьшения импорта на 56,5% (до 8,3 тыс. тонн). Так, начиная с апреля 2022 года, компания Danone остановила импортные поставки растительного молока Alpro из Бельгии. При этом за 2017–2022 гг. среднегодовой темп роста потребления растительного молока в России находился на уровне 37,9% в год. Наиболее высокие темпы роста потребления были зафиксированы в 2019 году, когда его объемы продемонстрировали практически двукратный рост с 18 тыс. тонн в 2018 году до 34,9 тыс. тонн. Всё это говорит о том, что продукт потенциально интересен потребителю.

Стоит отметить, что в структуре потребления растительного молока в России по видам в 2022 году наибольшие объемы приходились на овсяное молоко (44% розничных продаж). Далее следуют кокосовое (19,4%), миндальное (10,2%), соевое (8,7%) и рисовое (3,7%) молоко.

Что касается, мирового рынка, что здесь наблюдается стабильный рост. В 2022 году объем мирового потребления растительного молока составил 10,2 млн тонн на $19,1 млрд что по отношению к 2021 году на 3,7% больше в натуральном выражении и на 6,3% в стоимостном. За 2017–2022 гг. мировой рынок растительного молока в натуральном выражении ежегодно рос в среднем на 2,2%, при этом среднегодовые темпы роста в стоимостном выражении составили 5,2%, что вызвано увеличением доли более дорогих видов растительного молока (миндального и овсяного) в структуре общего потребления, а также ростом потребительской и производственной инфляции.

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Если говорить конкретно об экспорте растительных напитков из России, то и здесь наблюдается стабильный рост. В 2022 году на внешние рынки было поставлено 3,5 тыс. тонн продукции на $4 млн что выше 2021 года в 2,1 раза в натуральном выражении и в 2,5 раза в стоимостном. За 2017–2022 гг. российский экспорт растительного молока в среднем рос на 82,7% в год по весу и на 97,2% по стоимости. Большая часть растительного молока поставлялась на рынок Казахстана и Республики Беларусь. Незначительные объемы также экспортировались в Азербайджан, Киргизию, Молдову и Узбекистан. Основной рост поставок пришелся на Казахстан, экспорт в который в 2021 г. вырос в 2 раза по весу и в 1,7 раз по стоимости.

С учетом стремительного роста мирового спроса на растительное молоко и ярко выраженных положительных тенденций его употребления, российский экспорт может составить 10 тыс. тонн ($12 млн). Ключевыми направлениями экспорта для России являются, в первую очередь, страны СНГ, которые уже импортируют значительные объемы российских растительных продуктов  в первую очередь, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан.

Также в качестве перспективных направлений для российского экспорта можно рассматривать такие страны с высоким спросом на растительное молоко, как Китай, Гонконг, Вьетнам, Индонезия, Филиппины.

Стоит отметить особенно, что Азиатско-­Тихоокеанский регион (АТР) является мировым лидером по потреблению растительного молока. Практически все страны Азии имеют давнюю культуру потребления соевого молока. Кроме того, значительная часть населения региона страдает от непереносимости лактозы. Например, в Китае это более 90% населения старше 3–4 лет, в Индии 20% детей и до 50% взрослых, в Японии до 80% взрослых могут пить молоко, но не более 200 мл в день. Поэтому напитки на растительной основе здесь давно пользуются популярностью. Емкость рынка растительного молока в АТР в 2022 году оценивается в $9 779 млн около 48% приходится на соевое молоко. Наиболее популярными видами растительного молока в регионе также являются кокосовое и миндальное молоко  17,1% и 9,1% соответственно. Крупнейшими странами-­потребителями растительного молока в регионе являются Китай, Япония, Республика Корея, Таиланд, Вьетнам и Австралия. В среднесрочной перспективе ожидается, что емкость рынка растительного молока в АТР будет увеличиваться со среднегодовыми темпами роста на уровне 4,5% и к 2027 году достигнет $12 159 млн.

КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ-­ПРОИЗВОДИТЕЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО МОЛОКА

САДЫ ПРИДОНЬЯ (БРЕНД NEMOLOKO)

Компания «Сады Придонья» в декабре 2017 году запустила производство напитков на растительной основе под маркой NeMoloko. В настоящее время компания производит растительное молоко на основе гречихи, овса, риса, сои, миндаля и кокоса. Продукция компании поставляется в Беларусь, Казахстан, Китай и ряд других стран.

ГК «ЭФКО» (БРЕНД HI!)

В 2021 году ГК «ЭФКО» объявила о выходе на рынок соевого молока под брендом «Hi!». Заявленный плановый объем производства составляет 1 тыс. тонн растительного молока в месяц. Также под одноименным брендом выпускается продукция из расти­тель­­­ного мяса (котлеты, фрикадельки, фарш).

ДАНОН РОССИЯ (БРЕНД ALPRO)

«Данон Россия» является российским подразделением французской корпорации Danone, управляющим группой молочных предприятий на территории России, Беларуси и Украины. На базе производственных мощностей в Бельгии, Франции и Великобритании компания производит растительное молоко под брендом Alpro и до апреля 2022 года экспортировала его в Россию. При этом в 2021 г. растительное молоко под данным брендом выпускается на заводе в Краснодарском крае (Молочный комбинат «Лабинский»).

ОБЪЕДИНЕНИЕ «СОЮЗПИЩЕПРОМ» (БРЕНДЫ GREEN MILK И «ЗДОРОВОЕ МЕНЮ»)

Объединение «Союзпищепром» основано в 1998 г. и является одним из крупнейших агрохолдингов Урала. Компании принадлежит 3 предприятия в Челябинской области. В ассортиментном портфеле представлено растительное молоко под брендами «Green Milk» и «Здоровое меню».

ПОЛОМА (БРЕНД NAALA)

Компания ООО «Полома» является единственным российским производителем растительного молока на основе гороха. Производство продукции было запущено в 2021 году в Краснодарском крае на площадке ООО «МолПромКубань». Линейка продукции представлена тремя брендами: Naala Оriginal для универсального применения, Naala Barista для использования в кофейной индустрии и Naala Zero Sugar с нулевым содержанием сахара.

ТД «ПИР» (GREEN IDEA)

ООО «Торговый дом «Пир» является производственно-­дистрибьюционнологистическим объединением, представляющим комплексный спектр услуг на российском рынке продуктов питания. У компании есть 4 собственных завода по производству и фасовке сыров, сливочного масла, цельномолочной продукции и продуктов на растительной основе. Каталог продукции ТД «ПИР» представлен растительным молоком под брендом Green idea» из кокоса, миндаля, овса и сои.


Азиатско-­Тихоокеанский регион (АТР) является мировым лидером по потреблению растительного молока. Практически все страны Азии имеют давнюю культуру потребления соевого молока. Кроме того, значительная часть населения региона страдает от непереносимости лактозы. Например, в Китае это более 90% населения старше 3–4 лет, в Индии 20% детей и до 50% взрослых, в Японии до 80% взрослых могут пить молоко, но не более 200 мл в день.