АГРАРИИ ИЩУТ, ЧЕМ ЗАПРАВИТЬ СЕЛЬХОЗТЕХНИКУ

Новый агросезон добавит аграриям сложностей. Россельхозцентр прогнозирует широкое распространение вредителей и болезней в 2014 году. Значит, без дополнительных обработок не обойтись. И без повышенных затрат на топливо тоже.

Хотя Россия и слывёт энергетической державой мира, а цены на топливо для отечественных производителей кусаются. Обращения аграриев к руководству страны с просьбой освободить их от уплаты транспортного акциза остаются без ответа. В этой ситуации каждый выживает как может. На какую диету переводят они своих рабочих лошадок и чем это чревато для сельхозтехники, разбирался AGROBOOK.

Некоторое время аграриев захватила идея использовать биотопливо. Но поскольку производство полноценного топлива из растительного масла требует вложений, а с деньгами у аграриев туго, все эксперименты в основном сводились к тому, что солярку просто разбавляли обыкновенным нерафинированным маслом. У кого какое есть: рапсовое, подсолнечное, льняное, горчичное.

– Мы пробовали разбавлять разными маслами в различных пропорциях: 30%, 50% и даже просто одним маслом заправляли, – рассказал о своих экспериментах директор сельхозпредприятия «Русь» из Ставропольского края Виктор Пономаренко. – Техника работала, но в ней пришлось поменять распылители для форсунок, чаще приходилось промывать систему. То есть увеличилось время на обслуживание. Но главный минус – уменьшилась мощность тракторов. При проведении сельхозработ мощность имеет большое значение, поэтому маслом мы заправляли только подсобные машины. Сколько мы сэкономили? Точно не скажу, но от дальнейших своих экспериментов мы отказались: посчитали, что продавать масло выгоднее, чем ездить на нём.

К такому же выводу пришли в ООО «Пригородное» Кировской области. Хотя в этом регио¬не рентабельность сельхозпроизводства пониже, чем на юге, а солярка стоит дороже: в сезон до 40 тысяч рублей за тонну. Инженер этого хозяйства Николай Решетников рассказал, что от разбавления солярки маслом страдают форсунки. И хотя подопытный МТЗ-80 после экспериментов выжил и продолжает работать на полях, больше железного коня на растительной диете не держат: «Лучше масло продать и купить на вырученные деньги хорошего “корму”».

Чтобы техника не страдала, масло перед заправкой необходимо готовить. Для этого есть специальное оборудование. В Ростовской области в этом особо продвинулись: в ОПХ «Экспериментальное» Зерноградского района оборудован мини-завод по производству биотоплива. Но, как выяснилось, переходить на зелёное топливо не спешат и здесь.

– Всё равно 80% солярки приходится покупать, остальные 20% – это рапс, который ещё надо вырастить, а он в наших местах часто вымерзает, – рассказал директор ОПХ «Экспериментальное» Николай Коломийцев. – Чтобы получить 200 тонн масла, надо тысячу тонн рапса, значит 1 000 га посеять. Можно спланировать севооборот более рационально, и затраты на топливо не покажутся уже такими огромными. К тому же сейчас у многих новая импортная техника, экспериментировать над которой просто страшно. Тут уж лучше несколько раз переплатить, чем один раз сэкономить.

Гораздо более здраво звучит для аграриев мысль о возможности перевода техники на газ. Тем более что некоторые производители техники уже предлагают готовые решения. Так, например, «Концерн “Тракторные заводы”» предлагает трактор на метане. Этот трактор участвовал в чемпионате по пахоте в прошлом году и будет участвовать в этом году. Производитель уверяет, что при работе на метане не теряется мощность, расходы на топливо сокращаются на 200 рублей за час работы, ресурс эксплуатации увеличивается в 1,5-2 раза, до 20% уменьшаются расходы на ремонт и обслуживание.

– В этом году, возможно, попробуем трактор перевести на газ, – поделился планами Николай Коломийцев. И поинтересовался, есть ли сельхозпроизводители, которые уже работают на газе. К сожалению, я таковых найти не смогла. Как объяснил руководитель ФГБУ «Северо-Кавказская государственная зональная машиноис¬пытательная станция» Геннадий Жидков, тому тоже есть ряд причин.

– То, что реально сейчас получить на заправках, – это компримированный газ, – сказал он. – Всё это, безусловно, достойно внимания, но возьмём трактор «Кировец» 220-250 л. с. со стандартным объёмом бака 600 л. Даже если мы поставим на него все, какие есть, газовые ёмкости, ресурс его работы составит не более двух часов. Потом надо заправляться. Таким образом, в хозяйстве ещё нужно позаботиться о газозаправщике. Технологически это не так сложно устроить, как организационно: оформить все необходимые документы – крайне непростая сейчас задача. Что касается сжиженного охлаждённого газа, он более эффективен в применении. Но таких решений вживую здесь мне не удалось видеть – разве что у коллег за границей.

Гораздо более понятно аграриям использование так называемой судовой солярки. Многие фирмы – поставщики нефтепродуктов быстро сориентировались после повышения транспортного акциза и стали предлагать судовое маловязкое топливо (СМТ) в качестве альтернативы дизелю.

– Такое топливо не облагается транспортным акцизом и, соответственно, стоит дешевле, вот и вся разница, – объяснили в компании «Легион».

– Разница всё же есть, – уточнили в компании «Нефтеком-Юг». – СМТ бывает разного качества и подходит не для всей техники. Есть сельхозпроизводители, которые заправляют СМТ импортную технику. Но производители техники часто рекомендуют для заправки использовать топливо стандарта Евро 4 или Евро 5.

Оговорки неслучайны: СМТ предназначено для судовых двигателей. Согласно справочникам, от дизельного топлива его отличает более низкое цетановое число и высокое содержание серы. Но по утверждениям менеджеров компаний, СМТ хорошего качества совсем не отличается от плохого дизеля.

В том, что предлагаемый сейчас повсюду дизель – плохого качества, долго убеждать клиентов не приходится. А разница в 2-4 тысячи руб¬лей за тонну становится решающим аргументом в пользу солярки по-флотски. От публичных оценок, как влияет СМТ на работу сельхозтехники, эксперты от лица продавцов сельхозтехники («Бизон»), производителей («Ростсельмаш») и машиноиспытателей (Северо-Кавказская МИС) отказались по причине отсутствия данных экспертиз и испытаний.