,

Фермеры решают!

Фермерство — наиболее динамичный сектор агропромышленного комплекса страны. И 2021 год это снова доказал. Мы продолжаем говорить о том, что делает фермерское сообщество совместно с правительственными органами для развития данного направления. В прошлом номере мы рассказывали о том, какие проблемы были подняты фермерами на XXXIII Съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. В этом номере мы публикуем материалы принятой на Съезде Резолюции.

Почему Съезд АККОР в действительности так важен для всего фермерского сообщества? Дело в том, что он позволяет производителям не столько донести свои проблемы до правительства в конструктивном диалоге, сколько посмотреть на ситуацию с развитием фермерства со стороны, выявив наиболее слабые места и сформулировав дальнейший план действий. Ежегодное собрание производителей со всей России позволяет также увидеть, какие изменения произошли в отраслях сельского хозяйства, а какие направления стагнируют. Проблем в развитии фермерства еще много.

«МЫ ВЕДЬ ПРОСТО ХОТИМ РАБОТАТЬ НА ЗЕМЛЕ»

Продолжается снижение численности самих фермеров. Согласно данным Росстата, за последние 5 лет количество КФХ снизилось на 48 тысяч и составило порядка 162 тыс. Это, в первую очередь, происходит из-за того, что отсутствуют благоприятные условия для развития малого семейного сектора на селе.

Негативным образом на ситуацию в фермерском секторе влияют общеэкономические факторы снижения доходности крестьян из-за роста стоимости ресурсов.

Кроме того, сельхозтоваропроизводители недополучают доходы от выращенного и реализованного зерна из-за введенных экспортных пошлин и низкой эффективности компенсационных мер.

В последнее время над фермерскими хозяйствами образовался пул административных и контрольно-­надзорных барьеров, связанных в том числе, с внедрением цифровых систем, регламентирующих каждое действие фермера. Предъявляемые требования, зачастую, не соразмерны с возможностями хозяйств.

Следующая причина снижения количества КФХ заключается в монополизации крупными производителями продовольственных рынков и ресурсов. Из-за отсутствия справедливой конкурентной среды, в которой фермер как субъект малого предпринимательства имел бы равные возможности доступа к господдержке, к земельным и финансовым ресурсам, технологиям и рынкам сбыта фермеры отказываются от официального статуса КФХ и уходят в ЛПХ. При этом вновь образующиеся семейные фермы даже не могут зарегистрироваться как КФХ без образования юридического лица.

Напомним, что 31 августа 2020 года ФНС России был принят приказ, согласно которому такая категория субъектов гражданских правоотношений «крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица» исключена из гражданского оборота, что противоречит статье 1 п. 3. 74 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Данные проблемы затронула в своем выступлении делегат от Новосибирской области — Олеся Коваленко, глава КФХ «Олимп»:

«Жители сел, создающие фермерские хозяйства и ЛПХ, имеют ведущую роль в сохранении деревень, но из года в год сталкиваются с возрастающим объемом административных барьеров. Требования, предъявляемые к произведенной продукции системой электронной сертификации, полностью закрыли ЛПХ выход на потребителя и открыли возможность торговым сетям безнаказанно продавать морковку по 150 руб­лей за килограмм — это ведь легко, когда нет конкуренции.

Особенно остро стоит вопрос доступа мелкого бизнеса к земельным ресурсам. Крупному бизнесу нужно все больше территории и земли и их проще забрать у тех, кто их обрабатывает. Имея больший административный ресурс, они ищут слабые места, ошибки в старой документации, способы давления на людей и забирают земли у фермеров. У нас в области не одно хозяйство так уничтожено. Наше хозяйство также столкнулось с этой проблемой. Мы оказались беззащитными — у нас нет миллиардов на счетах и группы юристов для своей защиты. Покупая дорогую технику, никто не гарантирует, что через пару лет нам будет, где работать. А мы ведь просто хотим работать на земле, давать рабочие места, платить налоги.

Нельзя не сказать о вопросах обеспеченности удобрениями о новых правилах работы с пестицидами. Как представителям малых форм хозяйствования требования к нам предъявляют наравне с холдингами. Хотя в вопросах той же господдержки мы не на равных. Я имею в виду ту непомерную административную нагрузку, которая ложится на плечи малых форм хозяйствования. На сегодня каждый фермер должен работать со следующими система: «Цербер», «Меркурий», «Сатурн», «Зерно». Часть из них уже действует, часть находится в тестовом режиме.

Наибольшее опасение вызывает ФГИС «Зерно», доступ к которому планируется открыть с 1 марта 2022 года. С 1 сентября она уже станет обязательной при внесении данных при приемке, отгрузке, перевозке и реализации зерна. Кроме того, система предусматривает ежедневное внесение данных по весу зерна в разрезе культур, полей и места хранения.

Но в стране есть уже существующая работающая система, включающая предоставление отчетности по весу, сборке урожая, декларированию продукции. Новая система не отменяет старые требования по отчетности и декларированию, но создает трудности с оперативной реализацией зерна. Данная система — это новый административный барьер для входа в бизнес малых форм хозяйствования. Новые фермы в данных условиях просто не будут возникать вовсе. А существующие будут вынуждены закрываться».

Однако на самом деле возможности для развития фермерства есть и не малые: оперативная задача по наращиванию объемов сельхозпроизводства в основном решена, в настоящее время отсутствует необходимость продолжать отдавать предпочтение представителям крупного агробизнеса. А высвобождающиеся средства целесообразно направлять именно субъектам малого предпринимательства, фермерским хозяйствам, которые содействуют развитию сельских территорий и обеспечивают занятость местного населения.

Также необходимо создание эффективной системы консультационного сопровождения малых форм хозяйствования на поселенческом и муниципальном уровнях.

КАКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИНЯЛ АККОР

Стоит отметить, что Резолюция, принятая на Съезда, — объемный документ с множеством пунктов. Поэтому на страницах журнала мы приведем лишь некоторые их них, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными интересными.

В целях снятия избыточных административных и контрольно-­надзорных барьеров для малых форм хозяйствования на селе предлагается:

  •  внести поправки в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которые предполагают снижение санитарно-­эпидемиологических требований, предъявляемых к юридическим лицам и ИП, использующих незначительные объемы пестицидов и агрохимикатов, при хранении, применении и транспортировке;
  •  отложить сроки обязательной регистрации субъектов малого предпринимательства в ФГИС прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов до внесения поправок в соответствующий закон;
  •  наложить мораторий на штрафование субъектов малого предпринимательства, связанное с использованием ФГИС «ЦЕРБЕР»;
  •  отменить для сельхозтоваропроизводителей, имеющих до 500 гектаров посевных площадей, внедрение системы ФГИС «Зерно», с обязательным внесением данных о зерне при приемке, отгрузке, перевозке и реализации зерна с оформлением СДИЗ;
  •  снизить административную нагрузку на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств со стороны Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, изменив действующий порядок проверок на заявительный;
  •  отменить необходимость получения разрешения на каждый маршрут на каждую единицу техники, утвердить допустимые маршруты, а также разрешить проезд прицепной техники;
  •  отнести производственные объекты КФХ и СПоК к объектам, относящимся к четвертой категории опасности, что освободит их от паспортизации и определения допустимых выбросов и сбросов;
  •  выделить навоз в группу «органические отходы-­побочный продукт жизнедеятельности животных и птиц». Разрешить субъектам малого предпринимательства использование навоза без дополнительного регулирования отходов в качестве удобрений, согласно установленных норм с учетом имеющейся земельной площади;
  •  сократить срок изготовления карантинных и ветеринарных свидетельств до 3-х рабочих дней, отменить адресность справок относительно конкретного покупателя. Справки должны быть обезличены и привязаны только к конкретной продукции;
  •  освободить от маркировки продукцию, реализуемую фермерами самостоятельно на собственных землях;
  •  сократить требования к пожарной безопасности семейных ферм, ограничив их обязанностью по строительству пожарного водоема и установкой передвижной пожарной мотопомпы соответствующей мощности;
  •  вывести сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы из-под двой­ного налогообложения.

Следующий пункт — снижение диспаритета цен на сельхозпродукцию и средства производства. Для этого было предложено:

  •  выработать эффективный механизм ценообразования на зерновые культуры, позволяющий сельхозтоваропроизводителям сохранять доходность и осуществлять инвестиции в сельскохозяйственное производство;
  •  отменить экспортную пошлину на зерно;
  •  снизить тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей, обеспечив равные тарифы, как для промышленных предприятий, так и для сельскохозяйственных;
  •  разработать и применять меры государственного регулирования и контроля за ценами на минеральные удобрения, средства защиты растений, ГСМ, газ, металл, рост которых не должен превышать годовой уровень инфляции.

Для обеспечения доступности рынков сбыта фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам было предлагается:

  •  предусмотреть в федеральном законодательстве предоставление фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам преимущественного права поставок произведенной ими продукции в магазины торговых сетей, расположенные в субъекте РФ, где фермер осуществляет свою производственную деятельность;
  •  предусмотреть в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» запрет на установление штрафов торговыми сетями малым формам хозяйствования;
  •  регионах создать условия по представлению земельных участков для развития малоформатной (нестационарной) торговли путем предоставления на льготных условиях земельных участков и помещений под торговые объекты крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам.

В целях повышения доступности государственной поддержки, в том числе льготных кредитов для малых форм хозяйствования на селе принято:

  •  условиях получения государственной поддержки, выделяемой на гектар обрабатываемых площадей, отменить излишние связывающие требования. Субсидии должны предоставляться только при наличии справки — отчета по убранным площадям за прошедший год и заявления на получение субсидий;
  •  поднять размер несвязанной поддержки на 1 га, увеличив с этой целью объем средств, выделяемых на финансирование данного направления;
  •  ввести при расчете субсидий на гектар повышающий коэффициент 1,2–1,5, применяемый для субъектов РФ, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
  •  закрепить в направлениях государственной поддержки, объединенных в стимулирующую субсидию, долю средств на грантовую поддержку малых форм хозяйствования в размере не менее 20%;
  •  на базе имеющегося опыта в Краснодарском крае и Республике Саха (Якутия) разработать программу развития опорных фермеров– крестьянских (фермерских) хозяйств, оказывающих услуги личным подсобным хозяйствам граждан и/или малым фермерам, выполняющих роль интеграторов, обеспечивающих гарантированную занятость и доходы сельскому населению;
  •  сделать доступным участие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ведущих сельскохозяйственное производство, в программе научно-­технического развития селекции и семеноводства картофеля;
  •  выделить гранты семеноводческим фермерским хозяйствам для строительства семенных хранилищ, приобретения техники и оборудования для возделывания и уборки семенных посадок;
  •  при страховании сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой предусмотреть ответственность страховых компаний при отказе возмещать ущерб по страховым полисам без обоснованной причины;
  •  предусмотреть при реализации сельской ипотеки возможность строительства жилья хозспособом согласно индивидуальному проекту;
  •  развивать систему микрофинансовых институтов с государственным участием для малых форм хозяйствования на селе.

Чтобы обеспечить доступность земельных ресурсов для КФХ и создания условий для эффективного землепользования, фермеры предлагают:

  •  снять барьеры, возникающие на региональном уровне в связи с применением ФЗ № 299 «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности размещения жилого дома, предназначенного для проживания членов КФХ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящего в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства);
  •  внести изменения в Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предоставив право получения земельных участков без торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность не менее одного года и члены которых проживают в сельской местности;
  •  внести в Земельный кодекс РФ поправки, не позволяющие предоставлять земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в субаренду.