,

Точки роста-2020

Традиционно в конце каждого года АПК Сибири подводит итоги работы за год и строит планы на будущее. Во время «Сибирской аграрной недели» на пленарном заседании «Российское село. Потенциал развития» участники оценивали текущую ситуацию в сельском хозяйстве Сибири и России в целом и обсуждали грядущее.

Господдержка, техническое переоснащение, экспорт, инвестиции, кредитование. Как много факторов, которые влияют на развитие сельского хозяйства. И каждый год они меняются, оставляя след красивый или не очень. Как будет развиваться сибирский АПК в 2020 году, зависит от многих составляющих. О них и поговорим далее.

«НАМ ЕСТЬ, ЧТО РАССКАЗАТЬ ОБ УСПЕХАХ»

Основные задачи аграрного сектора Новосибирской области были определены еще два года назад. Среди них – повышение эффективности сельхозпроизводства, рост внутрирегиональной переработки по молоку, зерну и зернобобовым и, как следствие, увеличение объемов поставок продукции за пределы региона и Российской Федерации. Произошел ли сдвиг?

«Безусловно, нам есть, что рассказать об успехах, – убеждает губернатор Новосибирской области Андрей Травников. – Мы видим повышение рентабельности сельхозпроизводства, как с учетом субсидий, так и без учета господдержки. Видим, какое количество проектов по переработке молока внутри региона, проектов по строительству и расширению существующих молокозаводов и сырзаводов уже реализовано. Мы понимаем, какие новые перспективные проекты в ближайшее время будут запущены и кардинально изменят ситуацию с балансом сырого молока и молочных продуктов внутри нашего региона».

Сейчас Новосибирская область занимает второе место по поголовью молочного стада в стране. Это достойный результат, однако, она отстает по объему производства молока, находясь лишь на 8-м месте.

Неоднозначная ситуация сложилась и в области зернопроизводства и переработки. С одной стороны, производители Новосибирской области второй год подряд с удовлетворением отмечают неплохую среднюю урожайность по зерновым – более 30 или даже
более 40 ц с га. С другой стороны, до сих пор есть хозяйства, где урожайность достигает всего 14 или даже 12 ц с га. В итоге средняя урожайность не превышает 20 ц с га.

До сих пор не очень впечатляют и результаты в секторе переработки зерна, но, тем не менее, наращены мощности хранения и первичной обработки, оптимизирована загрузка элеваторов.

«Еще полтора года назад мы с боем решали такие вопросы, как своевременная отгрузка зерна, постановка подвижного состава, выстраивание логистических цепочек для того, чтобы своевременно отгрузить продукцию и дать возможность сельхозпроизводителям своевременно получить доходы. В этом году эти вопросы решаются, можно сказать, незаметно», – рассказал Андрей Травников.

«МЫ РАЗДЕЛИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С РЕГИОНАМИ РФ ЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

В последние годы большое внимание уделяется и комплексному развитию сельских территорий. При этом Минсельхоз России рассматривает его именно как стратегический тренд АПК. Вся инфраструктура сел должна быть подвержена модернизации. Однако развитие сельских территорий происходит крайне медленно. Почему сложилась такая ситуация и что с этим делать, рассказал первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.


Джамбулат ХАУТОВ,

первый заместитель Министра
сельского хозяйства РФ

Мы 25 лет пытаемся преодолеть ментальность
собственника. В свое время, когда были
предприятия, все хотели быть собственниками.
Потом за 25 лет произошел естественный отбор. У когото получилось, у кого-то – нет. Поэтому в фермерском
сообществе до 30%, так называемых фермеровбанкротов, которые на себе рвут рубашку, а деятельность
их убыточна. Будущее – это сельскохозяйственная
кооперация. Мы проанализируем ситуацию, но убежден,
что в 70% причины отказов банков в кредите – это
внутренняя готовность заемщика.



«Качество жизни сельских жителей – то ответственность региональных властей. Но специфика их бюджета такова, что направлять средства на развитие сельских территорий в тех темпах, в которых мы хотели, в современной экономике долгое время не получалось. Поэтому родилась программа комплексного развития сельских территорий. Она основана на инициативах, которые обсуждались на площадке государственной Думы Совета федерации. Хочу напомнить, что последние пять лет в программе предусматривались 16 млрд рублей, из которых 8 млрд предназначались на строительство дорог и 8 – на инфраструктуру. Благодаря усилиям Министерства сельского хозяйства, мы вышли на цифру в бюджете – 32 млрд рублей, но поиск средств продолжается, и мы рассчитываем, что исконная цифра финансирования в объеме 72 млрд будет в ближайший период реализована, потому что в целом в ближайшие 10 лет нам надо потратить 3 триллиона рублей на прогнозы и заявки, которые представили регионы РФ».

Что касается Сибири, ее регионы по-разному участвуют в данной программе. Их условно можно разделить на две группы: активные (в стадии участия) и те, кто пока еще не может даже разобраться в правилах порядка защиты своих проектов.

«Нас это беспокоит, поэтому мы будем проводить разъяснительный семинар и поступать по принципу «не можешь – научим, не хочешь – заставим»! Даже сегодняшние деньги по нацпроекту в 30% субъектов РФ не осваиваются», –  отметил Джамбулат Хатуов. – Позиция Минсельхоза такова: мы разделим ответственность с регионами РФ за социальноэкономическое развитие. 37, 5 млн сельских жителей должны иметь такие же условия, как и городское население, в части инфраструктурного обеспечения».

Если рассматривать непосредственно Новосибирскую область, то только за последние четыре года по государственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» в нее было направлено 2,5 млрд рублей. А если же учитывать мероприятия из всех программ – транспорт, газификация, вода, социальные объекты, жилье для жителей сельских территорий, – о средний объем вложений в развитие села Новосибирской области составил 10 млрд рублей в год.

«В прошлом году мы перешагнули планку в 13 млрд рублей, – сообщил губернатор НСО, – и, конечно же, если это целенаправленно, комплексно, с дополнительным финансированием направить на развитие точек роста, это позволит более высокими темпами развивать производство и создавать условия для жизни и закрепления специалистов в сельских населенных пунктах».

Область никак нельзя назвать неактивной в вопросе развития сельских территорий. Региональное правительство адаптирует федеральную букву закона под местные нужды.

«В проекте отсутствовал пункт о ремонте школ. Мы знаем, что износ зданий, особенно сельских школ, очень высок. Поэтому было принято решение о начале финансирования этого мероприятия – первые 15 млрд федеральным правительством на следующий год подтверждены. И вот такие инициативы со стороны региона мы стараемся продвигать», – особо отметил Андрей Травников.

ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА

Без сомнения, развитие сельских территорий непосредственно связано с развитием сельского производства. Качество жизни в сельской местности, доходность селян напрямую зависят от объема производства и от качества произведенной продукции, которые в большой степени находятся в зависимости от государственной поддержки.

Подготовлен дополнительный ряд мер, которые со следующего года будут стимулировать эффективное использование господдержки, в частности – единая субсидия.

Так, с целью повышения плодородия почвы, введена такая дополнительная мера господдержки как возмещение затрат, которые будут нести аграрии при известковании. Уже в следующем году в бюджете Минсельхоза для этой цели заложены средства в количестве 1 млрд рублей.

«Напомню, что в СФО 6 млн 200 тыс. га требуют раскисления. Особо кислых – 2 млн 450 тыс. га. Мы рассчитываем, что проекты и рекомендации Минсельхоза по подготовке к этой масштабной работе, которая не велась в последние 25 лет с перехода плановой советской экономики в рыночную, должны быть выполнены. От этого зависит эффективность использования минеральных удобрений», – сообщил Джамбулат Хатуов.

Текущая цель – добиться высокой производительности в растениеводстве. Сейчас она составляет всего 15 млн тонн зерна, в то время как потенциал оценивается в 25 млн тонн. Это непременное условие увеличения конкурентоспособности на международных рынках.

«Продовольственная безопасность у нас – 78-79 млн тонн потребления зерновых. В этом году мы произвели 120 млн тонн. Все остальное – экспортный потенциал. Наши иностранные партнеры, присутствующие на форуме, должны понимать, что Россия – великая аграрная держава и, соответственно, партнерство с Россией будет выгодно по всем направлениям».


«ЗДЕСЬ МОЖНО ВВОДИТЬ НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ»

Развитие сельскохозяйственного производства во многом будет зависеть от отраслевых институтов развития, таких как «Россельхозбанк» и «Росагролизинг», которые присутствуют на рынке АПК уже 20 лет.

Будучи опорным банком АПК, АО «Россельхозбанк» находится в постоянном мониторинге дополнительных точек роста на существующем российском рынке.

Стоит отметить, что Новосибирская область – дин из лидеров по привлечению инвестиций в АПК.

«Если брать удельный вес инвестиций в отрасли, то в НСО он в два раза выше, чем у ТОП10 регионов РФ. Больше, чем у Краснодарского края, у Белгородской области, Воронежской области», – рассказал исполнительный директор Управления стратегического анализа Департамента стратегии ОАО «Россельхозбанк» Дмитрий Жиляков.

Вне сомнения потенциал области раскрыт далеко не полностью.

«В Западно-Сибирском регионе очень низкий уровень потребления томатов, практически в три раза ниже, чем в Центральном Федеральном округе, – добавил специалист «Россельхозбанка». – Соответственно, здесь можно вводить новые производственные мощности – тепличные комбинаты открытого грунта. По огурцам – то же самое – один из самых низких показателей. В Западно-Сибирском экономическом районе, где лидером является Новосибирская область, можно дополнительно ввести 16 тыс. тонн огурцов и 25 тыс. тонн томатов».

Что касается диверсификации мясного производства, то и здесь заняты не все ниши. Так, производство индейки бурно развивается в европейской части России (3 кг на душу населения), однако в Сибири данный сегмент практически не представлен (0,5 кг на душу населения). Следовательно, есть повод для реализации проектов по производству мяса индейки.

Помимо всего прочего, перед сибирскими регионами стоит задача по удвоению объемов экспорта продукции АПК до $2 млрд сроком до 2024 года. Здесь очевиден потенциал по масложировой продукции, по кондитерским изделиям, продуктам переработки зерна, начиная с муки и заканчивая продуктами с высокой добавленной стоимостью.

Сейчас существует большой потенциал увеличения объемов производства продукции в малых формах хозяйствования.

«Это, в первую очередь молочное животноводство, это грунтовое овощеводство. В растениеводстве мы особенно выделяем выращивание масличных культур, поскольку масложировая продукция должна стать драйвером роста экспорта и в Сибири», – отметил Дмитрий Жиляков.

Несмотря на то, что «Россельхозбанк» является лидером в кредитовании малых форм хозяйствования (67% рынка), проблемы с получением кредитов у фермеров определенно есть. «Существует проблема неравного доступа крупных хозяйств и малых форм к инвестиционному кредитованию.
У крупных хозяйств есть залоговая масса, есть достаточно сильная кредитная история. Не нужно исключать влияние деловой репутации, по-простому – административного ресурса или лоббирования. И, наверное, дополнительная поддержка малых форм в деловых развитиях, конечно, нужна, – отметил Андрей Травников. – Именно это мы учитывали в текущем году, когда изменяли правила предоставления мер региональной поддержки. С этого года мы создали определенные преференции для средних и малых хозяйств при распределении субсидий. Я знаю, что такие же предложения готовятся на уровне федерального Минсельхоза».

Кроме того, в этой связи Джамбулат Хатуов затронул тему создания кооперативов, которая особенно активно форсируется в последнее десятилетие.

«Есть специальная корпорация, созданная государством, по поддержке малого предпринимательства. Есть в инструментах Министерства сельского хозяйства грантовая поддержка начинающим, в том числе создающим кооперативы. Если кто-то считает, что с билетом фермера в ближайшее десятилетие можно на мелкоконтурных полях заниматься производством основного вида продукции и быть конкурентоспособным, то это утопия. Поэтому на сегодняшний день все мелкие фермеры должны объединяться в сельскохозяйственные кооперативы».

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ИНТЕРЕСАХ АГРАРИЕВ

Техническое переоснащение было, есть и будет залогом повышения эффективности производства.

Приятная новость для всех аграриев – госпрограмма № 1432 остается в действии. Радость по этому поводу естественна, потому что в соответствии с этой программой можно получить скидку до 25% на покупку техники в зависимости от наличия субсидий. Благодаря программе № 1432 Российская Федерация должна выйти на прирост обновления техники на 25–30%.

Свою лепту вносит и «Росагролизинг», который создан и существует исключительно в интересах аграриев.
«Текущие объемы техники профинансированы и переданы на поставку на 23 млрд руб. Это рекордные объемы с начала деятельности компании, а начали мы в 2012 году, – сообщил заместитель генерального директора АО «Агролизинг» Дмитрий Крамаренко. – Что касается обновления парка техники – это к нам. У нас в 2018-м году малые и средние предприятия составляли 81% от бизнеса, сейчас – 88%. В чем причина? Мы изменили сам процесс: заявка до 20 млн рублей принимается за 1 рабочий день, заявка больше 20 млн рублей уходит в кредитный комитет, который ее рассматривает в течение 7 рабочих дней. Это позволило нам повернуться лицом в к сельхозтоваропроизводителям. Программа 1432 в совокупности с льготным лизингом позволила сельхозпроизводителям покупать технику со скидкой до 20%».

Итак, точки роста обозначены. Инструменты достижения цели выбраны. Цели вполне достижимы. Происходящие изменения в отрасли, будем надеяться, действительно внесут свою лепту и станут плодотворным основанием для создания новой аграрной экономики и политики. Для среды, в которой каждый будет чувствовать себя хоть на толику уверенней.