,

Образование длиною в жизнь

Отрасль сельского хозяйства стремительно меняется. Это обусловлено, прежде всего, прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Вместе с этим обнажается необходимость в трансформации всех его систем и подсистем. В этом ключе интересна концепция  непрерывного образования, которая сейчас реализуется в Новосибирской области. Мы поговорили с и. о. проректора по науке Новосибирского ГАУ Евгением Рудым о современном аграрном образовании, его вызовах и о необходимости подстраивать обучение под существующие реалии.

В школах нашей области функционируют 14 аграрных классов, где преподавание ведут
сотрудники Новосибирского ГАУ. По практическому опыту предыдущих лет, до 60% ребятишек из этих классов поступают на обучение в университет.
Некоторые сельхозпроизводители, заботясь о решении кадрового вопроса в будущем, пошли по пути ранней профориентации еще дальше. Например, ЗАО племзавод «Ирмень». Там уже начиная с детского сада ребятишек вывозят на экскурсии на фермы. Это позволяет
детям не только пообщаться с животными, получить позитивный опыт и эмоции от такого общения, но
и формирует у них положительный образ современного сельскохозяйственного производства, с ранних лет
прививает любовь к природе и родной земле. Наверное, это правильно. Это делается во всем мире. Очень многие фермерские хозяйства не десятками, а сотнями лет передаются по наследству, и люди дорожат этими традициями, этим образом жизни.

Задача университета состоит в том, чтобы наши агроорганизации получали успешный экономический результат. Это во многом зависит от кадров, которых мы готовим. Поэтому мы планируем более
плотно работать с хозяйствами, чтобы получить полный мониторинг движения специалистов. Он необходим для
ясного понимания, каких компетенций не хватает. Пока что мы живем в условиях неопределенности. У нас есть возможность подготовить кадры под каждое
хозяйство, исходя из запроса работодателя. Однако для этого важно выстроить систему обучения таким
образом, чтобы с этим работодателем была обратная связь. В этом случае специалист будет понимать, как
повысить производительность и расширить рынки сбыта. Ну и, конечно, в полном объеме будет задействована переподготовка кадров.

— Как можно трактовать концепцию непрерывного
образования и какова его структура?

— Непрерывное образование включает в себя целую
систему, начиная от школы и заканчивая университетом,
и проходит в несколько этапов. Если говорить о системе
непрерывного аграрного образования, она довольно
успешно уже сложилась в нашем регионе. Созданы
агротехнологических классов в школах области, где
идет обучение по направлению «Биология». Следующий
этап — это сельскохозяйственный техникум, два из них
входят в структуру университета в Куйбышеве и в поселке
Раздольное Новосибирской области. Третий этап — это,
собственно, университет. Все эти ступени и формируют
систему непрерывного аграрного образования, где на
каждой из них обучающийся получает определенные
компетенции, на каждом этапе его ведут.

Здесь есть один важный аспект: если раньше образование
получали на всю жизнь, то сегодня в связи с тем, что меняется
техника и технология, нужно не просто усилить базовые
профессиональные компетенции, но и иметь возможность
переучиваться. С появлением новых технологий возникает
вопрос о наличии необходимых компетенций. Их нужно
подгружать постоянно. И здесь ключевую роль играет
повышение квалификации.

Должна быть создана целая система дополнительного
образования: специалист должен иметь возможность
повышать квалификацию по своей профессии не реже
чем раз в три года как минимум. Это и есть система
непрерывного образования. Иными словами, образование
длиною в жизнь.

— Какие способы получения дополнительного образования
существуют в настоящее время?

— Те компетенции, которые были получены в вузе, нужно
постоянно обновлять. Если нет практической работы,
навыки утрачиваются. Но делать это даже не обязательно
в институте дополнительного образования. Сейчас создаются
корпоративные образовательные курсы. Например, в холдинге
«ЭкоНива» есть академия, где специалисты проходят
интенсивный образовательный курс с погружением в изучение
современных технологий. Такие холдинги вынуждены
иметь мощный образовательный ресурс, потому что, будучи
участником международного рынка, их продукция должна быть
конкурентоспособной. Соответственно, и сотрудники должны
обладать конкурентоспособными компетенциями. «Сибирская
нива» — это базовое хозяйство, где наши студенты проходят
практику. В качестве аналогичных примеров можно отметить
ЗАО племзавод «Ирмень», КФХ «Русское поле», на территории
которых также организованы интенсивные образовательные
курсы с погружением в практику под руководством ведущих
специалистов.

Пока что университет не имеет всех необходимых ресурсов
для приобретения и постоянного обновления современных
технологий. Поэтому такие образовательные кластеры
являются прекрасным и крайне необходимым дополнением
в общую экосистему непрерывного аграрного образования.
Считаю, что такое интенсивное повышение квалификации
с постоянным погружением в практику должны проходить
не только студенты, но преподаватели.

Но есть и обратный процесс: некоторые компании,
наоборот, обращаются к нам, понимая важность работы
с образовательными организациями. Как пример — компания
«Фосагро», которая создала свой корпоративный класс.
Сейчас университет целевым образом готовит специалистов
для «Фосагро», обучая именно тем компетенциям, которые
требуются для работы на данном предприятии.

— Какие особенности в системе образования нашего региона
можно выделить?

— В каждой системе образования есть свои особенности.
Они связаны с природно-экономическими условиями,
политикой, географией. В частности и Новосибирская
область имеет свои нюансы. Например, на ее территории
есть Сибирское отделение РАН. Его наличие
накладывает свой отпечаток на
образовательную политику
региона. Это уникальная
возможность
проводить обучение на исследовательской основе, что очень
важно. Таким образом формируются исследовательские
компетенции специалиста, его кругозор расширяется.
Что такое университет? Это становление мышления
личности. И в этом плане взаимодействие с академией
наук, с ведущими учеными позитивно влияет на всю
образовательную политику региона.

Вторая особенность заключается в выгодном географическом
расположении области. Это своеобразный мост между
Востоком и Западом, хаб с юго-восточным регионом.
И мы этим пользуемся, потому что видим
спрос со стороны абитуриентов из стран СНГ, КНР, Монголии.

Здесь образовательная политика формируется исходя из
интернализации, открытости, что обязывает регион более
активно участвовать в национальном проекте по экспорту
образования.

— Каковы мотивы изменений образовательных программ
и методик обучения университета? Какие новые
образовательные проекты вы создаете в его стенах?

— Более трети работников аграрного сектора в НСО — предпенсионного или пенсионного возраста. Только 40%
специалистов в целом имеют высшее образование.
Поэтому перед нами стоят очень амбициозные задачи
по переформатированию образовательной деятельности
под нужды и современные требования предприятий
агрокомплекса. Мы это понимаем и ведем подготовительную
работу по изменению образовательных программ,
выстраиваем обратную связь с реальными секторами
экономики, с производителями в плане улучшения
образовательных программ.

В настоящий момент мы думаем над разработкой новых
образовательных программ по новым профессиям.
Что значит по новым? Это существующая профессия плюс
новые технологии. На этом стыке и формируются новые
навыки, знания, компетенции, которые в идеале должен
иметь современный специалист для трудоустройства.

Сегодня появляются цифровые технологии. А значит,
по каждому направлению необходимо внедрять компетенции,
связанные с цифровизацией.

Однако важно иметь в виду, что сами по себе т ехнологии
ничего не значат. Главное — это специалисты, которые их
используют с пониманием современных задач, ст оящих
перед отраслью. А сегодня перед ней стоит целый ряд
вызовов: цифровизация, биологизация, роботизация.
Модернизация начинается с образования. Если мы
наведем на резкость всю образовательную деятельность,
сделаем ее более эффективной, более системной, если
мы на каждом этапе будем сопровождать талантливых
ребят, тогда кадры, которые будут выпускаться из
Новосибирского ГАУ, будут иметь конкурентные
компетенции, самомотивацию. Они будут нацелены на
изменение отрасли, внедрение инновационных технологий.
Таким образом, за счет новых кадров, новых амб ициозных
ребят, гармонично произойдет процесс изменения самой
отрасли.

— Каким вы видите образ современного специалиста
в агропромышленном комплексе? Какие меры
предпринимаете для его адаптации?

— В эпоху инновационных технологий специалист,
которого мы выпускаем, не должен быть «роботом»,
выполняющим возложенные на него функции. Он
должен иметь навыки самоорганизации, коммуникации,
должен иметь эмоциональный интеллект, системное
мышление, креативность. Эти компетенции мы также
будем подгружать всем нашим ст удентам через новые
дисциплины. Например, в учебном плане появится
дисциплина эмоционального интеллекта. А для
формирования коммуникативных навыков потребуется
решение научной задачи. В будущем состоится пересмотр
всех образовательных программ и включение новых
компетенций. Перед студентами будет стоять создание
какой-то творческой группы. Им будут давать конкретные
научные проекты, в рамках которых и будут формироваться
так называемые мягкие навыки. Сег одня это
необходимость. Просто давать базовые профессиональные
знания для работы уже недостаточно. Зачастую именно
по причине нехватки социально-психологических навыков
ребята не могут задержаться в хозяйстве. Год-два
поработают и уезжают. Они не могу т себя смотивировать,
не могут определить цели и задачи. Формирование
навыков позволит найти в себя в профессии.

Ну и конечно, нельзя не отметить роль руководителя,
который должен ставить перед специалистом амбициозные
цели, затем вести его, сопровождать, чтобы он вникал в те
ценности и традиции, которые культивирует организация.
Это все делается на начальных ст адиях. Сегодня молодежи
нужно подсказывать, так как она окр ужена сплошным
объемом информации, где просто потеряться. Более
опытные специалисты должны направлять новичков. Тогда
мы достигнем той эффективности, к которой стремимся.

Необходимо выстраивать индивидуальную траекторию
трудоустройства. Чтобы хозяйства уже на первых ку рсах
подбирали потенциальных специалистов. В свою очередь,
ребята за это время должны пройти полноценную практику.
К концу обучения в их головах должна вырисовываться
картина того, какие социально-экономические условия
хозяйства могут им предост авить. И вот здесь благодаря
совместным усилиям всех инстанций предприятия будут
обеспечены современными кадрами. Наша задача т акже
будет выполнена. И в целом в регионе на селе сло жится
положительная обстановка.


В учебном плане появится дисциплина
эмоционального интеллекта. А для
формирования коммуникативных навыков
потребуется решение научной задачи.
В будущем состоится пересмотр всех
образовательных программ и включение
новых компетенций. Перед студентами
будет стоять создание какой-то творческой
группы. Им будут давать конкретные
научные проекты, в рамках которых и будут
формироваться так называемые мягкие
навыки. Сегодня это необходимость.