,

Что мешает экспорту молока в Китай?

Китай является номером один среди мировых рынков по импорту молочных продуктов. Россия же приближается к профициту в молочной отрасли и давно засматривается на возможность экспорта в КНР. На онлайн-вебинаре «Развитие экспорта молочной продукции из России в Китай. Меры поддержки экспортной логистики по экспортному коридору Россия — Китай в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса», организованного СОЮЗМОЛОКО и информационным агентством Milknews совместно с АО «Российский экспортный центр», разобрали самые важные аспекты процесса.

Конечно, молочная продукция не входит в список традиционных продуктов, которые граждане КНР привыкли потреблять каждый день, и уровень употребления на душу населения пока не очень большой. Однако работа с потребительскими предпочтениями приносит свои плоды — интерес к молочным продуктам растет с каждым годом. А значит, у России есть уникальная возможность зайти на рынок.

АКТИВНЫЙ ИМПОРТ

В 2014 году КНР потреблял молочную продукцию на $51 млрд а в 2019 году — на $63 млрд. Положительная динамика сохранится, и к 2024 потребление составит уже $84 млрд (18,1 кг на душу населения).

В этом большую роль играет и постоянное повышение уровня благосостояния граждан. К 2019 году относительно 2014 года он вырос на 46%! При этом, по последним прогнозам, рост населения КНР к 2024 году должен составит 1,1%. Итого население Китая достигнет отметки в 1,42 млрд человек. А значит, Китай будет остро нуждаться в продовольствии. За последние пять лет объем импорта постоянно возрастает на 1,71% в год.

Три ключевых продукта на рынке молока в Китае — это заменитель грудного молока с емкостью рынка $25 млрд (импортируется примерно 320 тыс. тонн), питьевое молоко — $15 млрд, йогурты и продукты, им аналогичные — $10 млрд.

Активно импортируются такие биржевые продукты как сухое и обезжиренное молоко, сухое цельное молоко, сыворотка, сливочное масло.

Приличный объем занимают сыры — у Китая 4 место в мире по их импорту.

В 2018 году КНР импортировал около 673 тыс. тонн питьевого молока, 557 тыс. тонн сыворотки, 521 тыс. тонн сухого цельного молока, 280 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 113 тыс. тонн — сливочного масла. 108 тыс. тонн — сыры. На кисломолочную продукцию и мороженое приходится 31 и 22 тыс. тонн соответственно.

78% импорта обеспечивают 4 страны: ЕС, Новая Зеландия, США и Австралия. Пятое место, что интересно, занимает Республика Беларусь! А на 13 — находится Украина. Россия входит в двадцатку импортеров. Но если в РФ основной продукт экспорта как был, так и остается — мороженое, то для Беларуси — это биржевые товары: сухое молоко и сыворотка.

По словам генерального директора СОЮЗМОЛОКО Артёма Белова, у нас сыворотка — один из биржевых товаров, который может быть очень конкурентоспособным продуктом. При этом ослабление рубля играет только на руку, превращаясь в серьезное конкурентное преимущество. Но есть барьеры, которые мешают увеличить объем экспорта.

ДВА КАМНЯ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Во-первых, в списке товаров, разрешенных к ввозу в Китай из России, до сих пор нет сухого молока и сыворотки. Их судьба будет решаться в недалеком будущем. Специалисты полагают, что расширение поставок за счет биржевых товаров будет уже этой осенью — в августе между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР прошли переговоры об экспорте сухого молока. В России готовы заняться этим направлением 12 предприятий, и пять из них уже включены в китайскую информационную систему регистрации иностранных предприятий CIFER. Еще cемь предприятий могут получить разрешение на поставку сухого молока в течение двух месяцев. Такое обещание дала китайская ветеринарная служба. После одобрения компетентным органом Китая списка российских молочных предприятий, которые получат право поставок сухого молока, ввоз такой продукции будет возможен в сопровождении согласованного ветеринарного сертификата на молоко и молочные продукты, предназначенные для экспорта из РФ в КНР.

Помимо сыворотки и сухого молока есть будущее у российских сыров, так как ожидаемый прирост рынка сыра в Китае к 2024 году составит +68.1% относительно 2019. Кроме того, прирост рынка йогурта в будущем вполне может составить 78.4%. Это связано, прежде всего, с популяризацией европейского образа жизни.

Второй барьер — логистика. Стоимость логистики по маршруту Беларусь — Шэньчжоу протяженностью 9 тыс. км составляет $6 тыс. Маршрут до Шэньчжоу, допустим, от Поволжья протяженностью 6 тыс. км — $7 тыс. Разница в тарифе ощутимая. И это ключевая проблема, которая отражается на возможности импорта и конкурентоспособности молочной продукции России.

Кроме того, для китайской стороны, помимо, собственно, качества продукции и стабильных поставок, очень важно время.

«Основные проблемы — в сроке годности и сроке доставки. Например, морской доставкой из Петербурга груз плывет 2 месяца до нашего порта. Это очень долго. Это серьезная проблема. Иными словами, если срок годности на питьевое молоко — максимально 9 месяцев, по дороге оно «гуляет» два месяца. А еще нужно время для оформления ветеринарных сертификатов — это еще две недели. Итого проходит около 3месяцев, — утверждает директор Beijing FULUOSIDA Trading Co. Жэн Сяонань.

В прочем в решении этих вопроса сдвиги тоже есть.

НЕПРОСТАЯ ЛОГИСТИКА

В рамках подписанного ранее соглашения с АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) и ООО «ФВК Север» АО «РЖД Логистика» отправила первый агроэкспресс в Китай. Это контейнерные поезда, которые транспортируются из терминальных центров со станций Московского региона Ворсино и Селятино. По пути следования к нему можно подцепить рефрижератор в одиночном формате. Также теперь субсидируются авто- и ж/д транспорт.

«Что касается стоимости перевозок, мы плотно работаем с РЖД над снижением транспортных составляющих в части ж/д тарифа, — отметила руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алефтина Кириллова. — Уже утвержден ряд скидок РЖД на экспортные маршруты в РЕФ контейнерах, в частности работает 20% скидка с ряда маршрутов, в том числе из регионов. Сейчас мы запустили пилотный маршрут транзитом через Казахстан, через пункт пропуска Харгуш до пункта назначения в Чунцине. Пилотный проект отрабатывается пока на мясе, молоко еще не поехало. Но так как перевозка показала свою эффективность, планируем расширять номенклатуру. При этом мы плотно работаем с РЖД, чтобы наши тарифы на экспортные поезда из России также имели конкурентные ставки».

«Нам нужно переходить на сухопутную доставку поездом, — подтвердил Денис Июдин, заместитель генерального директора ГК «Галактика». — Мы готовы хоть сейчас войти в пилотный проект, сформировать пробный груз, отгрузится в Ворсино или Селятино. Нам главное — доехать до Шэньджоу. Потому что тот самый Чунцин, в который поехал агроэкспресс с мясом, неудобен нашим партнерам. Ключевой фактор — стоимость перевозки. Если мы впишемся, условно говоря, в три тысячи долларов за 40-футовый контейнер, мы сможем как-то сверстать свою экономику. Но если цена будет выше, как сейчас, ж/д путь будет нерентабелен».

Что касается транспортных субсидий, то с 1 января текущего года на РЕФ контейнер увеличен лимит до 150 тыс. руб., поэтому если ехать по длинному плечу, получится более высокий уровень транспортной субсидии.

«Плотная работа ведется и с китайскими коллегами непосредственно по приемке грузов, по консолидации и по возможности дальнейшей обратной загрузки в целях снижения транспортной составляющей. Если у нас двусторонне загруженный поезд, естественно, для наших экспортеров мы можем предоставлять более низкую ставку», — отметила Алефтина Кириллова.

Также необходимо сказать о том, что высокие российские тарифы сейчас во многом определены невозможностью поставлять большой объем продукции. Когда появится такая возможность, сразу возникнет и возможность получить дополнительные скидки с китайской стороны. Соответственно, оптимизации подвергнется и логистика. Поэтому консолидация грузов — это еще один очень важный момент.

Кроме того, РЭЦ ведет переговоры о выделении дополнительного количества РЕФ контейнеров, а также об их транспортировке не только в автономном режиме, но и в режиме подключения по территории КНР. Это отдельная транспортная история, так как в КНР имеет своя дизель-генерация, которая требует отдельной договоренности с китайской стороны.

Развивает РЭЦ направление и Сибирь-Китай. Так, соглашение о сотрудничестве в области развития экспортных контейнерных грузоперевозок из Новосибирска и Красноярска в Китай Российский экспортный центр, транспортная группа FESCO и Rail Cargo Logistics-RUS подписали еще в прошлом году.

Казалось бы, удобное географическое положение с Китаем должно быть на руку сибирским регионам, и экспорт молочной продукции действительно развивается, но не спеша. Причина в частности — в регуляторном барьере. На данный момент право экспортировать продукцию в КНР получили всего 37 российских компаний. Из них только пять предприятий — из СФО (два предприятия — из Омской области (ООО «Ястро», АО «Любинский МКК»), по одному — из Кемеровской области (ООО «МПО «Скоморошка»), Красноярского края (ОАО «Милко») и Новосибирской области (АО «Купинский молочный комбинат»). А требования к молочной продукции у Китая самые строгие — как к физико-химическим показателям продукта, так и к упаковке.

В качестве успешного примера можно отметить «Купинское морожено», одно из лидирующих компаний по объемам поставки в Китай в Сибирском регионе. Предприятие имеет сертификат BUREAUVERITAS Certification на соответствие требованиям стандарта FSSC22000; SGS Англия; Сертификат № /Версия: IND18.3504 U/1, который позволяет обладателям данного документа выходить на международные рынки, работать с транснациональными компаниями и также отгружать свою продукцию в страны ЕС, США и т. д.

Всего за 6 лет экспортного пути «Купинское мороженое» поставило более 120 тонн готовой продукции за рубеж.

Стоит отметить, что «Купино» активно сотрудничает с Центром поддержки экспорта Новосибирской области. До этого фабрика принимала активное участие в бизнес-миссии во Вьетнам и Китай, в различных выставках, в том числе и в Китае FHC China.

Также на территории Новосибирской области реализуется инвестиционный проект, благодаря которому к 2024 году планируется значительное увеличение экспорта молочной продукции. ООО «Сибирская Академия Молочных Наук» ведет строительство сыродельного завода для производства широкого ассортимента высококонкурентоспособной молочной продукции. В планах организации экспортировать в Китай следующие виды продукции: твердые, полутвердые сыры, ультрапастеризованное молоко, ультрапастеризованные сливки, масло животное, сухую деминерализованную сыворотку и выйти к 2024 году на объемы экспорта в $130 млн.

О ЧЕМ ТАКЖЕ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ

Грамотная логистика, безусловно, важна для экспорта в целом. Но есть и другие факторы, на которые стоит обратить внимание. Например, участие в выставках, маркетинговое продвижение, безопасность сделок.

Тот же РЭЦ организует бизнес-миссии российских компаний в рамках продвижения отечественной продукции за рубеж, предоставляя возможность проводить B2B-встречи с потенциальными покупателями. Особое место занимает помощь в участии экспортеров в международных выставках, а также в сертификации продукции под зонтичным брендом «Made in Russia».

В Шанхае работает шоурум с образцами продовольствия. Активную работу РЭЦ ведет в сети, а именно с магазинами Alibaba и Tmoll. Это одно из наиболее перспективных направлений.

Несмотря на все имеющиеся барьеры, эксперты прогнозируют большое будущее экспорту молочных продуктов российского происхождения. Прогнозы основаны на маркетинговых исследованиях.

Китайские потребители позитивно воспринимают молочную продукцию российского производства. При этом конкурентные преимущества связаны в основном с местом происхождения. Поэтому в концепции продвижения в B2C сегменте ставка делается именно на эффект страны происхождения.

Не стоит забывать о защите товарных знаков. Для этого имеется субсидия по компенсации затрат на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности. Это на самом деле очень важный момент.

Достаточно вспомнить неприятную историю ГК «Галактика», компании которой в декабре прошлого года получили право на поставку молочной продукции в КНР. Месяц спустя обнаружилось, что компания Suifenhe City Millenium E-commerce подала заявки на регистрацию на территории КНР десяти товарных знаков аккредитованных в этой стране российских молочных заводов. Такие ситуации далеко не редкость, и могут поставить под угрозу планы по масштабированию экспорта молочной продукции в Китай.

Если говорить о безопасности, стоит отметить и страховые продукты.

ЭСКАР — первое экспортное кредитное агентство на территории России.
Конкретно для экспотеров ЭСКАР предоставляет страхование краткосрочной дебиторской задолжности, а также страхование кредита поставщика.

78% импорта молочных продуктов в Китай обеспечивают 4 страны: ЕС, Новая Зеландия, США и Австралия. Пятое место, что интересно, занимает Республика Беларусь! А на 13 находится Украина. Россия входит в двадцатку импортеров. Но если в России основной продукт как был, так и остается — мороженое, то для Беларуси — это биржевые товары: сухое молоко, молоко, сыворотка.