,

Фермеры со школьной скамьи

ФермерыКадровая проблема в сельском хозяйстве — одна из самых острых. Чтобы ее решить, нужно искать новые подходы, ориентируясь на мировые тенденции. Воспитать агрария со школьной скамьи, привить уважение и интерес к сельскому труду — вот, на что делают ставки в современной образовательной системе.

Об организации технопредпринимательских компаний по аграрной тематике в последнее время говорят часто и много. Так, в ноябре 2017 года в Новосибирской области разбирали тему «Кадры для умного сельского хозяйства сегодня рождаются в школах». А в рамках выставки «УчСиб — 2018» говорили о перспективах развития школьных технопредпринимательских компаний.

РАСКРЫТЬ ПОТЕНЦИАЛ

По словам академик РАН Виктора Альта, скоро для аграрной отрасли потребуются совершенно другие специалисты и другие методики анализа в области растениеводства и животноводства. И к этому готовить школьников нужно уже сейчас.

Ученые Великобритании и США констатируют значительный прогресс в реабилитации и социализации детей с ОВЗ при использовании методов садовой терапии, которая позволяет без применения химических средств снимать стресс с помощью взаимодействия с растениями. Садовая терапия, или гарденотерапия, научит выявлять раздражитель, находить пути выхода из депрессии или вырабатывать внутреннюю систему снижения негативных факторов внешней среды на свое психоэмоциональное состояние.

Стоит отметить, что опыт развития технологического предпринимательства школьников в Новосибирской области большой. Особенно ярко выделается деятельность баганских общеобразовательных учреждений.

В рамках агроклассов школьники занимаются агротехнологическим производством в созданных лабораториях. Причем, каждая школа развивает свое собственное направление.

В Вознесенской средней школе осваивают выращивание растений на акваферме, основанной на аквапонике. Андреевская — специализируется на вешенках. Кстати, итогом первых двух месяцев работы стали 30 килограммов экологически чистых грибов. В Ивановской средней школе организовали фирму «Росточек» по выращиванию рассады.

Как отметила руководитель управления образованием Баганского района Юлия Лысенко, выпускники баганских школ не боятся идти получать агрономическое образование. Конечно, абсолютно не все дети станут агрономами или селекционерами, но знания и умения, которые они получат в ходе технопредпринимательских компаний, бесспорно, пригодятся им в жизни.

ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ

ФермерыОднако подобные технопредпринимательские компании организовывают не только в сельских школах, но и в городских среднеобразовательных учреждениях. Так, проект школы №156 Vegetable box имеет в своем распоряжении две теплицы, в которых выращиваются традиционные культуры, а также, что немаловажно, ставятся эксперимент по выращиванию новых сортов.

В будущем планируется расширить производственные площади за счет использования школьной лаборатории и освоения пришкольной территории, на которой будут выращивать ягоды и цветы.

Однако организация территорий, на которых ребенок учится агрономическим и агртехническим процессам, важна не только для воспитания новых кадров, но и для воспитания личности. Сейчас в садоводстве и агрономии специалисты видят, скорее, терапию, которая позволяет запустить процесс реабилитации для детей-сирот и детей с инвалидностью.

ШКОЛА ФЕРМЫ ДЛЯ СИРОТ

В 2017 году открылся новый дом приюта «Покров» для мальчиков. Здесь придают особое значение воспитанию ребят, чтобы во взрослой жизни они могли заботиться о себе и своих семья самостоятельно.

«Мы долго думали, как не на словах, а на деле помочь нашим мальчишкам, попавшим к нам из ужасных условий и страшных жизненных ситуаций. Как не просто одеть, накормить и приласкать, а научить быть в будущем настоящими мужчинами, умеющими трудиться и любить свою землю, — поделилась директор приюта Юлия Максимова. — Мы понимаем, что для будущей взрослой жизни мальчикам нужны самые разные навыки, которые, обычно, в семье дают отец, дедушка или другие мужчины. Поэтому мы решили создать на базе приюта «Школу фермера». Уже сейчас у нас есть пять кур, мы видим, как радуются дети, общаясь с животными».

В деревне Нара, где расположен приют, имеется большая территория, на которой можно выращивать собственные овощи, а также создать небольшую ферму. Есть здание коровника и курятника.

Евгений Зайцев, начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области

Очевидно, что развитие сельских территорий пойдет по двум взаимосвязанным направлениям: первое — собственно развитие сельскохозяйственного производства. Необходимо заниматься проектами, влияющими на темпы развития сельскохозяйственного производства. Для этого нужно новое поколение специалистов, с совершенно другим мышлением, с другими навыками, другими интересами, которые видят себя в информационной среде. Второе направление — развитие экономики, несвязанной напрямую с сельскохозяйственным производством. В связи с грядущими изменениями, через 10–15 лет в сельхозпроизводстве будет занято не более 1,5% населения. Сейчас этот процесс идет полным ходом. Необходимо сегодня подрастающее поколение готовить к поиску видов деятельности, видов бизнеса, которые позволят им жить в сельской местности хорошо, комфортно. Это как раз и будет решением проблемы развития сельских территорий.

К слову сказать, у проекта есть просчитанный бизнес-план. В перспективе приобретение теплиц с капельным поливом, освещения и отопления для коровника и курятника, сенохранилища, доильного аппарата, сепаратора холодильного оборудования молочного цеха. А также приобретение коров и кур.

В общей сложности инвестиции в проект должны составить почти 2 млн рублей. Все, как у взрослых. Сбор средств открыт на платформе Planeta.ru. Однако проект нуждается не только в финансовой помощи, но и в опытных специалистах, которые смогут рассказать и научить детей основам ведения фермерского хозяйства.

Не менее интересен другой проект — инклюзивный гарден-хаб, который будет реализован на территории новосибирского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина». Его площадь составит порядка 300 квадратных метров. В гарден-хабе также сделают искусственный водоем, акустическую систему и мостик.

Суть его заключается в организации садового пространства, где с детьми-сиротами и детьми без попечения родителей будут проводить разнообразные по форме и направлениям занятия. В гарден-хабе будут проходить индивидуальные консультации, лекции, семинары, проектная селекционная деятельность и просто встречи приемных и кровных родителей при воссоединении ребенка с семьей.

На базе сада будет действовать экспериментальная лаборатория, в который дети под руководством студентов Новосибирского государственного аграрного университета познакомятся с новейшими биотехнологиями — гидропоникой, аэропоникой, мембранопоникой. Проект будет развиваться через формирование кластера сити-фермерства. В настоящее время гарден-хаб также ищет инвестора.

Мария Макнамара