35 лет назад фермерство взяло темп на развитие. С тех пор сельскохозяйственная отрасль демонстрирует рост практически всех показателей. Благодаря фермерам достигнута продовольственная безопасность и активно развивается экспортное направление. Тем не менее остается немало сложностей. В рамках ХХХV съезда АККОР к основным проблемам представители регионов отнесли беспаритет цен, рынки сбыта для малых форм хозяйствования, экспортную пошлину на зерно и непродуманную грантовую политику. При наличии этих проблем современный фермер не имеет права на ошибку.
Подспорье для развития фермерства
«Все можно мерить литрами, центнерами и тоннами, но если взять продуктивность и достижения и сравнить их с советским периодом, то сегодня каждый фермер достоин быть героем социалистического труда. В сельском хозяйстве достигнуты европейские результаты, мы имеем современное сельское хозяйство в стране, но есть ряд проблем. Представители власти должны не просто знать о них, но и предпринимать меры по их устранению», — начал свое выступление заместитель председателя Государственной Думы Алексей Гордеев. Одна из основных проблем в сельскохозяйственном секторе — нарастающий беспаритет цен. Фермеры стоят на передовых позициях, то есть от них зависит, будут ли доступны гражданам нашей страны продукты первой необходимости. Однако с другой стороны надо смотреть, по какой цене покупается сырье для их производства. Так Государственная Дума уже предложила правительству механизм паритета цен.
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных предоставил вниманию участников ХХХV съезда АККОР послание от председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко: «АККОР проводит активную работу по объединению, укреплению фермерского сообщества и его интересов. Российские фермеры вносят значительный вклад в решение социальных задач, способствуют развитию сельских территорий. Советом Федерации уделяется особое внимание малым формам хозяйствования, особенно касаемо сбыта продукции. Расширяются меры поддержки товаропроизводителей, и совершенствуется законодательство. В современных условиях является немаловажным обмен лучшими практиками, обсуждение вопросов государственной политики, направленных на развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны. Участники съезда должны выработать конструктивные решения, которые помогут открыть новые возможности для развития фермерства и сельскохозяйственных коопераций».
Александр Двойных пояснил, что продолжается работа по законодательному регулированию и обеспечению сбыта фермерской продукции. Самый большой потенциал находится у малых форм хозяйствования. Он напомнил, что по предложению фермеров, которое было поддержано Советом Федерации, в Тульской и Липецкой областях идут эксперименты по сбыту продукции в упрощенной форме, когда продукция попадает на полки магазинов крупных торговых сетей. Совместно с депутатами Государственной Думы активно идет работа над законом, который позволит регулировать этот процесс. При взаимодействии с фермерами о мерах поддержки все они говорят, что нужен беспрепятственный и понятный вход в сети. Закон даст новый импульс в развитии малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных коопераций.
Выступивший на съезде министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что Минсельхоз всегда готов выслушать компетентные мнения. Он пояснил: касаемо развития отрасли сельского хозяйства намечен ряд вопросов, требующих решения. Вся озвученная в рамках съезда информация будет проработана, а региональные органы управления АПК проанализируют частные проблемы. Дмитрий Патрушев обратил внимание на то, что несмотря на сложности, обеспечены потребности внутреннего рынка и исполнены экспортные обязательства. Минсельхоз будет и дальше совершенствовать меры государственной поддержки. Так как развитие АПК находится на этапе, когда основные показатели достаточно стабильны, то меры поддержки начинают переходить от стимулирования к поддержанию эффективности.
Стратегическое направление роста агропромышленного комплекса заключается в полномасштабном развитии фермерства. Многие села живут только благодаря фермерам. Для укрепления позиций сельхозтоваропроизводителей на арену выходит государственная поддержка, а на защите интересов фермеров стоит ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). По итогам каждого съезда принимается резолюция по озвученным вопросам представителями регионов.
Основные проблемы сельскохозяйственной отрасли
В рамках съезда выделили одну из главных проблем современного фермерства — снижение доходности. За последние три года произведено рекордное количество зерна, значительно растет экспорт продовольствия, но крестьяне не становятся богаче. Это происходит из-за того, что цены на сельскохозяйственные товары значительно упали. Более того, они и дальше продолжают падать. Вместе с тем затратность на производство возрастает. Дорожают запчасти, дизельное топливо, семена, СЗР. Мешает развитию фермерства и экспортная пошлина на зерно. В связи с этим логичным становится запрос на ее обнуление.
Представитель от Кубани говорит, что пошлины вводились вовсе не с целью, чтобы отнять у одних и перераспределить доходы между другими. Они вводились временно, чтобы снять всплеск цен на мировом рынке зерна, а затем остались, несмотря на стабилизацию. Сегодня сельхозтоваропроизводители, в частности
из-за пошлин, лишены полноценной прибыли и уже не могут обеспечить себя даже оборотными средствами и все больше закредитовываются. В совокупности с этим на аграриев давит и беспаритет цен. Порой запасная часть для сельхозмашины оценивается в 15 тонн зерна. Для стабильного функционирования отрасли уровень ее рентабельности не должен падать ниже 30%, а у сельского хозяйства он ниже в 2 раза, с тенденцией уйти в минус.
Представитель от Новосибирской области Алексей Сальников уверен, что при определении примерных параметров плавающей государственной пошлины на зерно необходимо учитывать прежде всего себестоимость зерна, а при растущих затратах на производство — особенности разных регионов. Кроме этого, он полагает, что непосильными становятся и финансовые затраты на содержание штата сотрудников для работы в ГИСах. В этом году вступает в силу множество нормативных документов с применением различных ГИСов и интегрированных друг в друга систем. Если для крупного бизнеса это незначительный эксперимент, но для СМП — это затраты, связанные с привлечением дополнительного труда. По мнению Алексея Сальникова, обязанности по цифровизации должны на себя взять районные государственные учреждения, так как фермеры не имеют возможности содержать внушительный штат сотрудников, работающих во всевозможных информационных системах.
Фермерская династия в лице ее председателя Виталия Старостина из Новгородской области располагает 250 га посевных площадей для выращивания картофеля и овощей. Фермер обеспокоен, что стоимость СЗР и удобрений прибавила 69% за последние 5 лет, дизельное топливом — 36%, а цена картофеля за эти годы выросла всего на 6%. Техника подорожала на 85% за эти годы.
«Можно приобретать технику отечественного производства, но это должны быть аналоги лучшего оборудования на мировом рынке», — говорит Виталий Старостин. Также он озвучил проблему с перемещением крупногабаритной техники, подытожив: «Аграриям уже некогда работать, так как мы то осваиваем ГИСы, то приложения по пропускам высоко габаритной техники».
В отношении техники отечественного производства высказался президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. Увеличено производство машин, расширяется модельный ряд. Техника становится все более адаптированной к пожеланиям фермеров. Происходит разработка новых тракторов и усовершенствование комбайнов. Повышается уровень интеллектуализации, точности и производительности.
«Цены на машины действительно растут, но цены растут и на расходные материалы. Реализуется программа Постановления № 1432, которая сглаживает негативный эффект от снижения цен на зерно и сохраняет темпы производства и обновления парка техники. То, что ранее приводили пример стоимости запчасти в размере 15 тонн зерна, скорее, относится к комплектующим зарубежной техники и уверен, что относительно российского производителя такие примеры привести не получится», — выразил свое мнение Константин Бабкин.
На базе фермы Виталия Старостина из Новгородской области работает цех по предпродажной подготовке овощей. На фоне увеличения валового сбора овощей и проблем с реализацией создали кооператив, который занимается предпродажной подготовкой и поставкой продукции в торговые сети. За последние годы научились работать с сетевым ритейлом. А вот представителя Тамбовской области, руководящего семейным сельскохозяйственным предприятием, специализирующимся на садоводстве, Ирину Лаврушкину, особенно волнует вопрос взаимодействия с сетями. Для того чтобы цена яблок на полках магазинов снизилась, и наши граждане покупали отечественную продукцию, предоставляется субсидия на закладку садов. Однако это не умаляет того факта, что при расходах в размере 55 руб. на кг яблок, а с учетом амортизации техники и затрат на хранение в размере 100 руб. на кг, сети предлагают покупать всего 60 руб. за кг. «Мы стараемся, чтобы наше яблоко дешевело, а ритейлы зарабатывают от 200-т до 300%. Стоит открытый вопрос о том, как воздействовать на цены в супермаркетах», — удивляется Ирина Лаврушкина.
Сергей Колесников, представляющий Ставропольский край, видит увеличение расходов фермеров в части нововведений, касающихся исследований продукции на ГМО. Финансовая составляющая полностью ляжет на производителя на каждом этапе с 1 сентября 2024 года. Придется вкладывать колоссальные средства в производство семян. По его мнению, данная мера избыточна.
Господдержка для фермеров
Представитель от Новосибирской области Алексей Сальников, продолжив свое выступление на съезде, выразил мнение, что фермеры отлично справляются с поставленной президентом задачей по обеспечению продовольственной безопасности страны. Они способны сохранить производственный потенциал села и играют важную роль в сохранении сельского образа жизни. Кроме этого, семейный характер труда укрепляет ценности. Фермеры прикладывают колоссальные усилия для достижения необходимых результатов. Так, в Сибири крестьяне впервые получили возможность увеличить урожай и качество продукции, но рекордные урожаи привели фермеров не к процветанию и стабильности, а к около нулевой доходности. Искусственно заниженные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию на фоне постоянного роста ресурсов — это одна из острейших проблем. Государственная поддержка для фермеров есть, но вот доступна она далеко не всем.
«Крестьяне вынуждены выигрывать гранты, как в казино. Так, в минувшем году Новосибирская область не освоила 164 млн руб. в рамках поддержки производства зерновых культур. Регионом осуществлен возврат средств в размере 52% лимитов, на масличные эта цифра дошла до 80%. Общий объем неосвоенных и возвращенных средств составил 234 млн руб. или 22%. Эти деньги должны были стать поддержкой. Непродуманная система конкурса субсидий не дала возможности аграриям получить государственную поддержку. У фермеров не стало права на ошибку. Считаю, что основная задача — сделать субсидирование прозрачным и исключить человеческий фактор» – говорит Алексей Сальников.
О собственном опыте получения государственной поддержки рассказал представитель Приморского края Алексей Раченков. Идея создания семейной фермы была мечтой, которую реализовали, в том числе, и на средства гранта. Изначально столкнулись с проблемами при получении разрешения на строительство, затем с пожарной безопасностью и многим другим. Несмотря ни на что продолжили и запустили вторую очередь так же на средства гранта. Такая мера поддержки, по его мнению, способствует развитию фермерства. Алексей Раченков считает важным и нужным увеличение финансирования на эти направления. Он отметил, что всегда протягивает руку помощи Росагролизинг и Россельхозбанк. Фермерское сообщество получает существенную государственную поддержку, но есть неприятные моменты, касающиеся «капексов» — затрат компаний на инвестиции в долгосрочные материальные активы, недвижимость, оборудование, а также долгосрочные права и лицензии.
«Несправедливо, что поддержку получат только фермеры, содержащие более тысячи голов. Ранее претендовать на поддержку государства можно было при содержании 400 голов и выше. Теперь совершенно непонятно, как фермерам доращивать поголовье до необходимой тысячи при отсутствии финансирования», — говорит представитель Приморского края. Кроме того, он попросил включить в резолюцию вопрос о сокращении требований по пожарной безопасности для животноводческих ферм и вопрос о своевременном обеспечении минеральными удобрениями и дизельным топливом фермеров Дальнего Востока.
Аграрный бизнес, как и любой другой вид бизнеса, должен быть доходным. Без государственной поддержки ему не обойтись. Несмотря на сложные условия, государственная поддержка растет в финансовом выражении, расширяется перечень мер поддержки. Это и комплексное развитие территорий, и субсидии, и гранты, и поиск новых рынков сбыта, и льготное кредитование.
Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам академии РАН Владимир Кашин отметил, что в развитии сельского хозяйства есть положительная динамика. Государство уделяет много внимания малым формам хозяйствования. Есть и проблемы, требующие решения: низкая заработная плата сотрудников, слабая механизация, интеграция научных достижений и информационных технологий, низкая рентабельность, диспаритет цен, недостаточность государственного финансирования и несправедливое распределение прибавочной стоимости. Труд крестьян оценивается стоимостью продукта на полках магазина, но розничная цена растет быстрее цен производителей. Он полагает, что достижение целей Стратегии продовольственной безопасности возможно только в случае обеспечения финансирования отрасли сельского хозяйства на уровне порядка 900 млрд руб. И даже несмотря на нехватку средств финансирования, фермерам удается расти и демонстрировать увеличение основных показателей.
Что предлагает АККОР?
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) опубликовала резолюцию по итогам XXXV Съезда. Её главные положения таковы.
- АККОР считает необходимым дальнейшее развитие фермерства как опоры сельских территорий, а также наиболее динамичного сектора в аграрной отрасли;
- Фермеры поддерживают Президента России В. В. Путина;
- Сегодня фермерский сектор удерживает первенство по темпам производства, его вклад существенен во всей отрасли сельского хозяйства;
- Посевные площади в КФХ с 2000 года выросли более чем в 4 раза;
- Существенно возросла роль фермерских хозяйств в сохранении малых сельских поселений — деревень и хуторов через оказание помощи более мелким хозяйствам, ЛПХ и предоставлением селянам рабочих мест с достойной для сельской местности оплатой труда;
- В развитии фермерского сектора много серьезных проблем и трудностей, во многом общих со всеми субъектами малого предпринимательства, живущими и работающими на селе;
- Съезд констатирует, что в настоящее время в условиях сложной международной ситуации, для обеспечения продовольственной безопасности страны, как никогда ранее, важно уйти от сверхконцентрации, сосредоточения производства крупных объемов продовольствия на ограниченном числе предприятий. Тем самым будет обеспечено снижение угроз продовольственной безопасности при выведении из строя крупнейших стратегических объектов аграрной отрасли;
- Среди проблем фермеров — снижение доходности, прибыльности сельхозтоваропроизводителей. Третий год падает рентабельность. Продолжается рост диспаритета цен на материально-технические ресурсы и продукцию сельского хозяйства;
- При стремительном росте затрат значительно снизились закупочные цены на зерно, подсолнечник, овощи, картофель;
- Крестьянским (фермерским) хозяйствам затруднен доступ к субсидиям, льготным кредитам (по данным ВСХП 2021 года только 25% фермеров получают хотя бы один вид субсидий и только 11% фермеров получают коммерческие или льготные кредиты);
- За последние годы существенно выросла избыточная нагрузка на фермеров, связанная с выполнением условий и требований по внедрению цифровых систем;
- Кроме того, фермеры испытывают проблемы с реализацией произведенной продукции, со своевременным получением качественной консультационной поддержки.
28 предложений в адрес Правительства РФ
- Отменить экспортные пошлины на зерновые культуры;
- В условиях диспаритета цен ввести частичный государственный контроль над ценообразованием на материально-технические ресурсы для сельского хозяйства, задействовав ФАС России и другие инструменты государственного регулирования.
- В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» определить гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителем дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.
- Установить тарифы на электроэнергию для малых форм хозяйствования как для промышленных предприятий. Отменить авансовые платежи за электроэнергию;
- Сократить сроки подключения к электрическим сетям для малых форм хозяйствования и обеспечить подключение в приоритетном и срочном порядке. Ввести специальную ставку на осуществление техприсоединения производственных объектов малых форм хозяйствования к электросетям;
- Разработать отдельный механизм упрощенного подключения КФХ к газовым сетям;
- Осуществить тарифообразование на услуги по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям для нужд орошения и рыборазведения с учетом уровня инфляции.
- Отменить акцизный сбор на дизельное топливо для аграриев. Обеспечить в период сезонно-полевых работ крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты малого предпринимательства топливом в необходимом объеме;
- Рассмотреть возможность квотирования объемов топлива для сельскохозяйственных товаропроизводителей по льготной цене (с минимальной наценкой от цены закупа на Санкт Петербургской Международной Товарно сырьевой Бирже). Отгрузку льготного топлива производить через региональных операторов, определяемых на конкурсной основе;
- Проработать вопрос строительства съездов с федеральных и региональных трасс к расположению крестьянских (фермерских) хозяйств;
- Проработать вопрос стимулирования развития системы машинно-технологических станций (МТК), предоставляющих услуги по проведению сельскохозяйственных работ, в том числе на кооперативной основе;
- Вв связи с введением электронного бюджета и документооборота при предоставлении субсидий, обеспечить развитие интернета во всех населенных пунктах, а в местах его отсутствия допустить подачу сельхозтоваропроизводителями документов на субсидии на бумажных носителях;
- Освободить КФХ от маркировки молочной продукции с учетом их интегрированности в систему «Меркурий»;
- Увеличить порог по выручке для сельхозтоваропроизводителей, которые работают на ЕСХН, до 120 млн рублей;
- Увеличить предельный размер микрозаймов, выдаваемых предпринимателям в области сельского хозяйства по линии фондов поддержки малого предпринимательства с 5 до 7 млн рублей;
- Нормативно закрепить увеличение максимальной суммы договоров на поставку продукции, которые могут быть заключены без торгов для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов при поставке продукции в государственные социальные учреждения;
- Разрешить проезд широкозахватной и негабаритной сельхозтехники в рамках одного субъекта РФ вне ограничений по районам, по аналогии с военной техникой (исключена из перечня) по единоразово утвержденным маршрутам;
- Сократить требования пожарной безопасности для семейных ферм, ограничить их обязанностью по строительству пожарного водоема и установкой передвижной пожарной мотопомпы, соответствующей мощности;
- Внести изменения в Постановление Правительство РФ от 17.03.2010 № 156 о правилах бронирования лиц пребывающих в запасе, где предусмотреть равные условия для занятых в сельскохозяйственном производстве лиц в предприятиях с правами юридического лица, равно как и со статусом физического лица, включая КФХ;
- Не допустить повышение утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику иностранного производства. В целях принятия оптимального решения по данному вопросу, провести общественное обсуждение инициативы повышения утилизационного сбора с участием представителей Минпромторга, Минсельхоза, сельхозпроизводителей, отраслевых союзов, производителей и дилеров сельскохозяйственной техники, а также экспертов отрасли;
- Рекомендовать региональным департаментам АПК предусмотреть при проведении интервенционных торгов приоритетность закупок у малых форм хозяйствования, ведущих деятельность на территории региона, где проводятся торги;
- Рекомендовать государственным социальным учреждениям субъектов РФ закупать продукцию местных производителей, относящихся к малым формам хозяйствования в рамках малых договоров без торгов. Увеличить объемы поставляемой продукции данным способом от субъектов микро АПК;
- Рассмотреть вопрос создания на базе АККОР федерального центра компетенций (информационно-консультационного центра) для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других малых форм хозяйствования;
- Разработать положение по ипотеке на жилье в сельской местности, по которому для семьи после рождения второго ребенка списывается 50% кредита, после рождения 3 ребенка, ипотека погашается полностью;
- Субсидирование фермерам строительства жилья для работников сельского хозяйства и социальной сферы в размере 50% от стоимости строительства после возведения строения;
- Увеличить квоты при приеме студентов по целевому набору в ВУЗы, колледжи по сельскохозяйственным специальностям. Предоставлять детям членов и сотрудников крестьянских (фермерских) хозяйств преимущественное право (вне конкурса) при поступлении, при условии возвращения их в хозяйство;
- Рассмотреть возможность субсидирования стоимости образования тем студентам из сельской местности, которые имеют целевой контракт на работу с фермерским хозяйством;
- Разработать программу поддержки кадрового потенциала в отрасли сельского хозяйства по аналогии со здравоохранением — «Земский доктор», путем предоставления подъемных выплат специалистам сельскохозяйственного направления.
Всевозможные меры поддержки и энтузиазм крестьян возрождают сельское хозяйство. Каждый год увеличивается производство зерна. С 2000 года его валовый объем вырос в 8 раз, а доля производства зерновых аграрным сектором составила 31% в 2023 году. Среднегодовой рост посевных площадей за последние 13 лет составил более 850 тыс. га, и в 2023 они занимают 26 159 тыс. гектаров. Наблюдается и рост поголовья крупного рогатого скота. По последним данным на фермах содержатся практически 1,5 миллиона голов. Соответственно происходит и рост объемов производимых молока и мяса. В общем производство валовой сельхозпродукции в минувшем году составило 1241 млрд руб. Данные показатели говорят об уверенном развитии сельскохозяйственного направления. Тем не менее, проблем много и все они требуют решения.