,

Правильный выбор

Отрасль индейководства в России активно развивается и показывает высокие результаты по ряду направлений. Так, по итогам 2023 года, производство выросло более чем в 19 раз, мясо индейки россияне стали есть почти на 3 кг больше, экспорт вырос в 77 раз. А в 2024 году производство индюшатины продемонстрировало очередной рост – оно выросло на 3,8 % и превысило 438 тысяч тонн. Таким образом, на данный момент наша страна занимает второе место в мире по объёмам производства этого продукта.

Птица высокого полёта

В прошедшем году спрос на индейку по-прежнему превышал предложение, сообщил президент консалтингового агентства «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев: «Это стало особенно очевидно в третьем квартале, когда ведущие компании вступили в активную фазу совершенствования инфраструктуры, реструктуризации и расширения производства. Мощности уже не успевают за спросом, им требуются модернизация и оптимизация». Доля индейки в общем объёме производства мяса птицы в России в 2024 году достигла 8%, в то время как в экспорте она едва превысила 6%. Кроме этого ненамного, до 4,3 тыс. тонн, вырос импорт, что также свидетельствует о недостаточной насыщенности отечественного рынка индюшатиной.

По словам исполнительного директора НАПИ Анатолия Вельматова, среди компаний-членов ассоциации, таких как ГК «Дамате» и «Агро-плюс» намечены и реализуются программы создания новых площадок откорма и племрепродукторов и запуск новых перерабатывающих производств в Пензенской и Тюменской областях и Ставропольском крае. Полностью вышла на проектную мощность и также планирует расширение «СоюзПромПтица» – бывший комплекс им. Гафури в Башкортостане. Реструктурирует свои активы и ГК «Черкизово» в Тамбовской и Тульской областях. При этом практически все относительно небольшие региональные компании увеличили свои поставки на 5-10%, а татарстанская «Ак-Барс» – почти втрое. Более того, под Барнаулом начато строительство нового индейководческого комплекса «Индейка Алтая».

Доля пяти крупнейших производителей мяса индейки в общем объёме производства, как и прежде, составила почти 85%, среди которых безусловным лидером остаётся группа компаний «Дамате» (55%), значительно расширившая свой ассортиментный ряд и покрывшая дистрибуционной сетью практически всю территорию России.

Но вот доля личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств в индейководстве продолжает сокращаться: в 2024 году она составила чуть больше 6%, что на 1% ниже, чем в бройлерном птицеводстве. Основными причинами этого снижения остаются ограниченная доступность инкубационного яйца для частных ферм и слабые возможности реализации продукции на рынке вследствие развития сетевой торговли, требующей больших объёмов поставок.

На зарубежных прилавках

По оценке ИА «ИМИТ», в 2024 году из России экспортировали 27,7 тыс. тонн индейководческой продукции, что на 8% больше (+2,0 тыс. тонн), чем в 2023. Индейку из России поставили в 37 стран, из которых крупнейшими получателями стали Китай (59,5%), Конго и Бенин. Российская индюшатина занимает почти 100% рынка Китая (16 тысяч тонн), а рост её продаж на китайский рынок в 2024 году превысил 72%.

Кроме того, в конце марта группа компаний «Дамате» первой из российских производителей мяса индейки получила право экспорта продукции в Сингапур. В настоящее время «Дамате» финализирует ассортимент и ведёт переговоры с сингапурскими компаниями.

Для получения экспортного разрешения специалисты компании провели большую подготовительную работу. Крупнейший в России комплекс «Дамате» по производству индейки в Пензенской области прошёл комплексный аудит систем обеспечения ветеринарной и пищевой безопасности, организованный Продовольственным агентством Сингапура (Singapore Food Agency, SFA). Инспекторы агентства оценили весь производственный процесс – от поступления живой птицы до отгрузки готовой продукции. Они проверили соблюдение температурных режимов и работу системы безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП. Также иностранные эксперты проанализировали участие госветслужбы в процессах приемки и убоя птицы и порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. По итогам аудита было подтверждено полное соответствие продукции национальным требованиям, что позволило получить разрешение на выход на сингапурский рынок.

Однако главной задачей российских индейководов продолжает оставаться насыщение внутреннего спроса. По данным мониторинга НАПИ, ценовая ситуация рынке индейки была относительно стабильной практически в течение всего года. В то время как прайс-листы производителей на недорогие части тушек – голень и крыло – практически не менялись, рыночная стоимость мяса механической обвалки, популярного сырья для мясоколбасных изделий, даже упала на 15%. Ключевые же позиции ассортимента – филе грудки и бедра индейки – традиционно начали расти в цене только в четвёртом квартале пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув одинакового уровня примерно в 480 рублей за килограмм в оптовом канале продаж. При этом на прилавках магазинов индейка оказалась значительно более доступной, чем говядина и баранина, показавшие в 2024 году рекордный рост розничных цен до уровней 800-1000 руб./кг.

По мнению Давлеева, всё это свидетельствует о том, что индюшатина вполне успешно заменяет более дорогое красное мясо, включая и свинину, в рационах российских потребителей, предоставляя широкие возможности разнообразить выбор блюд для приготовления, мясоколбасных изделий и деликатесов. «Основным драйвером увеличения продаж мяса индейки является постоянно растущий тренд здорового питания, который, по оценкам маркетинговых агентств превышает 8,5% в год. К сожалению, индейководство пока за ним не успевает, но зато находится в авангарде спроса в мясной категории», – отмечает эксперт.

В подтверждение своих слов президент «АГРИФУД Стретеджис» приводит данные Института Человека «РОМИР», которое отмечает примерно 4%-ный рост категории за счёт заметного роста числа российских семей, хотя бы раз в году купивших индейку и опережающий высокий темп реализации замороженной продукции. Последнее, по словам Давлеева, отражает растущую пенетрацию дистрибуции продуктов из индейки в дальние регионы страны и вглубь сельских территорий: «Продажи индейки в России в 2024 году стали действительно омниканальными: сегодня они осуществляются не только в сетевых супермаркетах, магазинах «у дома», частных мясных лавках, в онлайн-магазинах и службах доставки, но и зашли в сетевой фуд-сервис. В самой популярной сети «Вкусно. И точка» уже несколько месяцев очень успешно продаются новые бургеры с индюшиным беконом, готовится запуск новинок из индейки и у других крупнейших операторов быстрого питания».

Также эксперты обратили внимание, что другой сегмент птицеводства – рынок утки – остаётся относительно узким, а его наполнение и уровень цен во многом определяются деятельностью трех ключевых производителей. В начале 2024 году было зафиксировано сокращение объёмов инкубационного яйца, что привело к снижению производства и отсутствию запасов. Эти факторы способствовали росту цен, которые достигли максимальных значений в начале года. При этом стабильные объёмы поставок сохранялись в торговые сети, в то время как в оптовом сегменте наблюдалось снижение отгрузок. Летний период традиционно сопровождался сокращением спроса на утку, что, наряду с постепенным увеличением производства, привело к снижению цен. Однако благодаря низкому уровню цен ряду предприятий удалось сократить накопленные запасы, и уже с июля цены начали расти. В конце года складывалась неоднородная ситуация: у одних производителей накапливались запасы тушки, у других – филе, что оказывало влияние на общий уровень цен. На рынке Центральной России увеличились поставки утки из Сибири, а также отмечалось присутствие продукции из Республики Беларусь, которая часто предлагалась по более низким ценам.

В течение прошлого года средний уровень цен на тушку утки продемонстрировал стабильную положительную динамику, увеличившись на 4%. Стоимость филе грудки выросла на 4,4%, а окорочка – на 19%. Как полагают в ИКАР, утка остаётся высоко востребованным продуктом, но все производители понимают, что очень важно удерживать баланс объёма производства и стремиться не превышать относительно стабильный объем спроса, что позволит сохранить более высокий уровень цен.

Яичный вопрос

Анатолий Вельматов отмечает, что главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию потенциала российского индейководства, остаётся недостаточная племенная база отрасли: «К сожалению, продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки в России не осталось, поэтому племенной материал приходится закупать за рубежом, только частично локализуя производство инкубационного яйца на нескольких племрепродукторах».

По данным НАПИ, недопоставки инкубационного яйца по импорту стали основным сдерживающим фактором для производства индейки в 2024 году и роста её себестоимости в результате удорожания племенного материала из-за резкого сокращения его предложения в мире, вызванного непрекращающимися с 2022 года вспышками гриппа птиц в главных центрах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.

По сравнению с 2023 годом, импорт инкубационных яиц индейки упал на 23% – с 23 до 17,5 млн штук. Однако несмотря на это, по словам исполнительного директора НАПИ, отечественным индейководам удалось практически полностью компенсировать эти потери и даже нарастить собственное производство яиц для инкубации до 34,5 млн штук, повысив уровень самообеспеченности отрасли с 55% до 66%.

«Дефицит яиц сохраняется и в начавшемся году, поскольку значительно нарастить их производство в России возможно только в перспективе 3–5 лет, да и то при наличии надежного источника комплектов родительских стад или яиц из-за рубежа а также доступности экономически выгодных кредитных программ для инвестиций в племенную работу», – прогнозирует «АГРИФУД Стретеджис».

Непрекращающаяся панзоотия гриппа птиц остается серьёзным вызовом и для отечественного промышленного индейководства. После некоторого затишья в первой половине 2024 года, уже с августа от вспышек этой болезни пострадали огромные территории США и Канады, большинства европейских стран, регионы Азии и Африки. Российские компании-производители индейки вкладывают десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах и постоянный лабораторный мониторинг с участием специалистов региональных ветслужб и  Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия индейководов с госорганами и внутри птицеводческой отрасли в НАПИ создаётся Технический комитет с участием представителей ветеринарных служб и служб качества ведущих производителей индейки.

Однако, несмотря на объективные сложности и вызовы, в НАПИ не сомневаются: при должном уровне государственной поддержки цели по выходу годового производства индейки в России на уровень 650-700 тыс. тонн могут быть выполнены в течение ближайших пяти лет, как и поставленная руководством страны задача увеличения экспорта в полтора раза к 2030 году.