,

На себя надейся

В 2022 году рынок сельскохозяйственной техники в России сильно изменился. Многие бренды из недружественных стран покинули нашу страну. Но, как известно, свято место пусто не бывает, а поэтому освободившуюся нишу заняли отечественные производители и компании из других государств.

Пришли из Поднебесной

Покинули российский рынок, оставив тех, кто приобретал сельхозтехнику без техобслуживания и запчастей, а также производственные мощности крупные иностранные бренды. Это американские Deere & Company, AGCO Corporation, CNH Industrial N. V., английский J C Bamford Excavators Ltd., чешский BEDNAR FMT s. r. o., немецкий CLAAS и другие.

Освободившуюся после ухода компаний из недружественных стран нишу постепенно занимают поставщики из таких стран, как Иран и Турция. Впервые со своей сельхозтехникой приходят компании из Индии, Южной Америки, Аргентины, Бразилии, но на первом месте, безусловно, сегодня производители аграрных машин из Китая.

В прошлом году на российском рынке сельхозтехники прочно обосновались не менее 7 новых китайских брендов. Среди них — «Weichai Lovol Intelligent Agricultural Technology Co., Ltd», крупнейший промышленный производитель сельскохозяйственной и спецтехники в Поднебесной.

Ещё одна китайская компания — «Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co., Ltd» предлагает отечественным аграриям свои модели тракторов. Производитель считает, что в мире нет одинаковых фермерских хозяйств, следовательно, у фермеров могут быть самые разные требования к функционалу сельхозтехники. Получается, что аграрии будут выбирать максимально универсальную технику, адаптированную к широкому спектру сельхозработ. Именно поэтому трактора этого бренда универсальны.

Данную компанию выделяют многие эксперты. Она отличается от всех остальных по нескольким причинам. Во-первых, имеет собственное представительство в России, и она действительно пришла всерьёз и надолго. Во-вторых, она построила большую качественную команду из наших отечественных топ-менеджеров, которые знают, как работает российская индустрия. С учётом этого у «Zoomlion» есть все шансы стать главным китайским брендом на рынке сельскохозяйственной техники в ближайшей перспективе.

А трактора китайской компании YTO Group Corporation работают на российских полях уже с 2009 года. В представленной на отечественном рынке линейке трактора мощностью от 70 л. с. до 220 л. с. Они оснащены 4–6-цилиндровыми турбированными двигателями.

При этом в структуре продаж тракторов, по оценкам
«Альфа-Лизинга», лидирует белорусский МТЗ — на него приходится порядка 62% лизинговых сделок. По 12% занимают российские («Ростсельмаш», «Агромаш», «Terrion» и другие) и китайские бренды («Lovol», «Zoomline», «YTO»). Доля европейской техники составляет уже не более 3%.

Рынок для своих

В целом же российский рынок сельхозтехники остаётся «достаточно импортозависимым» и находится в процессе замещения одних иностранных поставщиков другими, отмечает директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.

Задача по увеличению доли российской техники предусмотрена утверждённой в сентябре прошлого года сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности России. Согласно принятому документу, к 2035 году доля отечественной сельхозтехники на российском рынке должна увеличиться до 80%.

Приоритетной продукцией для сельхозмашиностроения в стратегии названы зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, колесные и гусеничные тракторы, прицепная и навесная техника. Если верить стратегии, то выпуск зерноуборочных комбайнов в 2024 году должен увеличиться до 6000 штук, в 2030 году — до 9480, в 2035 году — до 10 000. Производство тракторов также должно увеличиться до 6400 в 2024 году, до 10 170 в 2030 году и до 15 000 в 2035 году. Всего же в 2024 году предусмотрен выпуск 57 710 единиц приоритетной сельхозтехники, в 2030 году — 73 110, в 2035 году — 86 200.

Генеральный директор компании «Оптитэк» Татьяна Фадеева считает, что российские предприятия могут существенно нарастить выпуск техники, но проблема не в объёмах производства, а в ограниченной линейке продукции. По её словам, в отрасли наблюдаются «достаточно высокая монополизация» и ограниченное предложение в каждом из сегментов. Отечественные компании пока только-только наращивают мощности для удовлетворения потребностей рынка.

По данным ассоциации «Росспецмаш», в 2023 году выпуск сельхозтехники увеличился в денежном выражении на 8% до 271,1 млрд руб., но из-за низкой доходности бизнеса аграриев поставки сельхозтехники в натуральном выражении по ряду наименований снизились. Например, выпуск тракторов сократился на 13% (до 4591 штуки), а кормоуборочных комбайнов — на 7% (до 278), плугов — на 14% (до 2789), борон — на 22% (до 3818), сеялок — на 21% (до 4150) и т. д. По данным Росстата, в январе-апреле текущего года выпуск тракторов для сельского хозяйства снизился на 25,1% (до 2400 штук), сеялок — на 30,2% (до 3800).

Однако Минпромторг реализует комплекс мер господдержки, которые отечественные производители сельхозтехники могут использовать на всём жизненном цикле продукции. К ним относятся субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), затрат на реинжиниринг на этапе разработки, программы Фонда развития промышленности и кластерная инвестиционная платформа на этапе инвестиционной поддержки новых проектов, программы стимулирования спроса на этапе реализации продукции. Также в последние годы значимую роль в обновлении машинно-тракторного парка аграриев играет Росагролизинг, который предлагает доступные и разнообразные инструменты поддержки.

Согласно прогнозам, в перспективе 5–10 лет основная доля в тракторном сегменте придется на российские машины, а также локализованные продукты. За это время машины приблизятся по качеству и оснащённости к западным брендам. Но если российские производители не будут уделять внимание повышению качества продукции, реального импортозамещения не добиться.