В сентябре сразу два внеурочных занятия (из циклов «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты») во всех школах страны посвятили отечественному агропромышленному комплексу. Надо полагать, что сделано это было неспроста, ведь проблема кадров для отрасли становится всё актуальнее.
Коротко о важном
Урок по теме «Путь зерна» рассказал школьникам в доступной форме об отечественном агропромышленном комплексе. Глава Минсельхоза Оксана Лут в своём выступлении объяснила, что такое «путь зерна» и почему о нём так важно знать школьникам и студентам. Руководитель федерального ведомства также остановилась на династиях аграриев и семейных традициях, связанных с зерном.
«Сейчас в нашей отрасли работает 6 млн человек. У нас есть много колледжей сельскохозяйственных. Есть вузы, которые дают высшее образование, хорошее образование. Подавляющее число компаний, которые работают в отрасли, заботятся о том, чтобы дети, которые приходят на обучение, сразу видели практику», — отметила министр.
Тема построения карьеры в сельскохозяйственной отрасли была продолжена в четверг на внеурочном профориентационном занятии «Россия — мои горизонты». Ученики старших классов узнали историю развития сельского хозяйства в нашей стране, обсудили современные технологии в агропромышленном комплексе и возможности построения карьеры в данной сфере.
К сожалению, в настоящее время отмечается отрицательная тенденция — выпускники школ не стремятся поступать в сельскохозяйственные вузы, хотя такие образовательные учреждения располагают всей необходимой инфраструктурой (общежития, современные университетские кампусы, спортплощадки, бассейны, лыжные базы, летние лагеря). Даже те, кто уже получил аграрную специальность, часто не задерживаются в профессии и выбирают другие способы построить карьеру. В результате большинство работников агропромышленного комплекса — это люди старшего возраста, которым некому передавать свои знания и опыт. Причин этого масса, из которых можно выделить основные — непопулярность сельскохозяйственных профессий у молодёжи и ненормированный график. Специалисты работают в ежедневном режиме, в сезон — практически без выходных, при любых погодных условиях, с четырех-пяти часов утра и почти до полуночи. Между тем сельское хозяйство — один из самых устойчивых сегментов экономики, спрос на его продукцию будет всегда, несмотря на все кризисы. В случае любых потрясений растениеводство и животноводство практически первыми получают поддержку и внимание государства, о чём подрастающее поколение проинформировано слабо.
Ещё одна проблема — фактически проигранная информационная война. Сельскохозяйственные профессии молодёжь сегодня воспринимает как что-то устаревшее, далёкое от прогрессивных технологий. Но это далеко не так. Агрохолдинги запускают масштабные цифровые проекты и тем самым создают рабочие места и роли для проектных менеджеров по внедрению, IT-специалистов, разработчиков специализированных программных продуктов, экспертов в спутниковом мониторинге и многих других. В компаниях, которые специализируются на поставках семян и удобрений, к примеру, возникает потребность в большом количестве product-менеджеров и маркетологов, которые умеют выводить на рынок новые товары и внедрять стратегии работы с продуктовым портфелем.
Работа мечты
Согласно данным сервисов по подбору персонала, число вакансий в сельскохозяйственной отрасли только за весну текущего года увеличилось почти в два раза — на 91% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Рост потребности в кадрах для агропромышленного комплекса в последние годы превышает динамику сельхозпроизводства, на что обратили внимание эксперты РАНХиГС в своём исследовании. Они выразили опасение, что в перспективе АПК может не хватить трудовых ресурсов для сохранения динамики производства.
Старший научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Президентской академии Александра Потапова подчеркнула — отечественная статистика слабо учитывает число наёмных работников. В расчёт обычно берутся показатели сельхозорганизаций, а не крестьянских фермерских хозяйств и хозяйств населения. Но, по данным Минсельхоза, в 2023 году в отрасли не хватало 200 тыс. человек. Однако, эта цифра может быть существенно выше, если учесть все виды хозяйств.
Самыми массовыми специалистами сферы, которых хотели бы заполучить себе работодатели, по данным «Авито Работы», в этом году стали овощевод, скотник, доярка, лесоруб, зоотехник и эколог. На указанном ресурсе было размещено наибольшее количество таких вакансий за весну 2024 года. Самый значительный рост потребности за год — в скотниках (+189%) и овощеводах (+167%).
На портале hh.ru чаще всего ищут водителей, разнорабочих, агрономов, инженеров, операторов производственной линии, бухгалтеров, ветеринарных врачей, слесарей. Также компании из этой сферы нуждаются в менеджерах по продажам и работе с клиентами и продавцах-консультантах.
Согласно данным ещё одного исследования РАНХиГС, которое было посвящено анализу и оценке обеспеченности отраслей, реализующих проекты технологического суверенитета, в сельском хозяйстве не хватает специалистов среднего звена, то есть квалифицированных специалистов. Согласно расчётам Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, для сельскохозяйственной отрасли эта потребность составляет 27 тыс. человек.
По данным hh.ru, в топ-10 регионов по числу открытых вакансий в сельском хозяйстве входят Москва, Краснодарский край, Воронежская, Московская, Белгородская, Курская, Ростовская, Тамбовская области. Замыкают десятку Ставропольский край и Пензенская область.
Есть проблема — есть решение
В Минсельхозе озвученные проблемы признают и предпринимают определённые шаги для их решения. Так, в настоящее время ведомство разрабатывает программу повышения престижа профессий, необходимых для сельхозотрасли. Кроме того, активно развиваются программы целевого обучения. В исследовании Центра экономики непрерывного образования отмечается, что в 2023 году по направлениям «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехния» обучалось более 146,6 тыс. человек. Из них по договорам целевого обучения готовились лишь 3609 человек, то есть 2,5%. Аналитики уверены — если увеличить число обучающихся хотя бы на 3–4% по дефицитным специальностям и по договорам целевого обучения, то нехватка специалистов среднего звена может быть компенсирована уже в течение 2–4 лет.
С 2028–2030 годов можно ожидать рост дефицита специалистов среднего звена из-за покидающих отрасль повозрасту. Чтобы этого не произошло, нужно в ближайшее время увеличить целевой набор в 3–5 раз. В таком случае дефицит управленцев среднего звена получится ликвидировать к 2030 году.
Частично решить проблему с кадрами в сельском хозяйстве могло бы реформирование образовательных программ, в первую очередь — среднего профессионального образования. Треть незанятых в трудоспособном возрасте и с опытом работы в сельском хозяйстве имеют низкую квалификацию, отмечают аналитики. Этих людей можно вернуть на работу только при условии прохождения обучения илипереквалификации.
Важно не забывать и про преемственность. Требуется максимально открыть на агропредприятиях каналы для безбарьерной передачи опыта между носителями академических отраслевых знаний в лице, преимущественно, возрастных аграриев и более молодыми сотрудниками: программистами, маркетологами, аналитиками. Для этого нужно ускорить взаимодействие подразделений, активнее заниматься внутренним анонсированием реализованных проектов. Такой подход наглядно продемонстрирует «старичкам» и молодым специалистам важнейшую дляпоследующей мотивации вещь — их сотрудничество гораздо эффективнее, чем изолированная работа, считают HR-специалисты. Кстати, от них тоже многое зависит. В сельхозкомпаниях должны работать рекрутёры «новойформации», которые не упустят перспективного специалиста и здраво оценят его возможности с учётом современных требований.
Со школьной скамьи
Сейчас основной инструмент подготовки профессиональных кадров для агропромышленного комплекса — это 57 аграрных вузов, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства и Минобрнауки. Они используют механизмы целевого обучения и сетевые формы реализации образовательных программ вместе с ведущими предприятиями АПК.
«Драйвером всей образовательной цепи должны стать работодатели. Важно, что Минсельхоз России компенсирует сельскохозяйственным товаропроизводителям до 90% затрат на целевое обучение и прохождение практики», — считают в профильном ведомстве.
Минсельхоз также ведёт работу по формированию комплексной системы аграрного образования — от школьной скамьи через среднее профессиональное и высшее образование до работодателя: в сельских школах созданы агротехнологические классы, ученики которых получают базовые знания и навыки для поступления в сельскохозяйственные средние профессиональные и высшие учебные заведения. Кроме того, напомнили в ведомстве, в российских регионах появляются пилотные школы, закреплённые за профильными вузами.
В агроклассах школьники 5–11-х классов помимо обязательных предметов изучают отраслевые азы. Учеников учат разбираться в технике, преподают основы растениеводства, животноводства и экономики. В расписании таких классов есть, например, «Введение в агробизнес» и «Основы ветеринарии». По данным Минсельхоза, в стране действует около 1200 таких классов, в них учится более 20 тысяч ребят. Причём занятия проходят не только в аудиториях, но и в вузах, и на предприятиях. Для агроклассников проводят практические занятия с проведением опытов и лабораторных исследований, мастер-классы, квесты, экскурсии. В результате к окончанию школы они имеют стартовый багаж профессиональных знаний. И вузы заинтересованы в таких абитуриентах. Поэтому с недавнего времени выпускникам агроклассов начисляют дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.
Максимально приблизить к запросам рынка в конкретных регионах стараются подготовку специалистов рабочих профессий. Для этого в России запустили программу «Профессионалитет»: на базе техникумов и колледжей создаются образовательно-производственные кластеры. Их оснащают по последнему слову техники, а преподают здесь лучшие практикующие специалисты. Конечно, для учащихся предусмотрены стажировки и трудоустройство. Такие проекты в аграрном образовании есть во многих российских регионах.
Ещё один масштабный федеральный проект — «Кадры в АПК».
«Министерство сельского хозяйства формирует сейчас проект по технологическому суверенитету, в нём есть ряд отраслевых федеральных проектов, один из них называется «Кадры в АПК». На следующий год мы закладываем финансирование из федерального бюджета 7 млрд рублей, ведь ключевыми задачами проекта являются повышение уровня укомплектованности кадрами предприятий АПК», — пояснила заместитель министра сельского хозяйства России Ксения Шевелкина в ходе совещания в Уфе.
Всё для АПК!
В свою очередь региональные власти реализуют программы привлечения молодых специалистов, предлагая им бесплатное жильё, высокие единовременные выплаты и возможности для льготного кредитования. К сожалению, перечисленные меры дают лишь временный эффект. Даже с такой серьёзной поддержкой село проигрывает городу конкуренцию за молодёжь. Например, в посёлки с плохими дорогами и неразвитой инфраструктурой практически невозможно привлечь молодых специалистов. Одной из главных задач должно стать развитие сельской инфраструктуры. Внимание необходимо уделять не только дорогам (хотя они и выступают обычно катализатором развития), но и доступности услуг, уровню здравоохранения, образования, общему качеству жизни на селе.
Понять причину низкой популярности агропрофессий попытались и аналитики hh.ru. Они провели тематический опрос. Оказалось, что 20% опрошенных россиян считают работу в сельском хозяйстве неинтересной для молодёжи. Вместе с тем, 38% участников исследования считают, что работа в агросекторе уже сегодня привлекательна для трудоустройства. При определённых условиях эта цифра может увеличиться до 42%. Из числа респондентов 20% считают, что высокие заработные платы делают работу в сельском хозяйстве более престижной, 16% видят престижность в возможности заниматься умственным трудом, а 13% упомянули расширенный социальный пакет. 12% опрошенных полагают, что привлечение сотрудников без опыта работы может увеличить привлекательность сельскохозяйственной работы, а 11% — что использование современных технологий и оборудования непременно приведёт к скорым положительным изменениям.
Участники опроса обратили внимание и на другие проблемы, из-за которых они не спешат связывать свою жизнь с АПК. Например, 32% полагают, что большинство агропромышленных компаний используют устаревшее оборудование, а 36% — что в отрасли сельского хозяйства годами ничего не меняется и отсутствуют инновации.
«Разговоры о важном» — внеурочное занятие в России, введённое в программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования в 2022 году. Оно проходит еженедельно по понедельникам первым уроком после линеек с гимном и поднятием российского триколора. Сценарии занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а дополнительные материалы предоставляются Институтом воспитания РФ.
«Россия — мои горизонты» — внеурочное профориентационное занятие, которое у школьников появилось с сентября 2023 года. Уроки посвящены знакомству детей с особенностями разных профессий и проводятся каждый четверг.