«Золотые» яйца России

яичное производствоРазвитие яичного производства неоднозначно. С одной стороны, Россия в состоянии закрыть все потребности рынка, с другой стороны, спрос на продукцию низкий. Экспорт — пока в зачаточном состоянии, как и глубокая переработка. Как обстоят дела с яичным производством в мире и Новосибирской области, в частности, ведущие российские специалисты обсуждали на VII международной конференции «Актуальные вопросы технологии яичного производства».

Еще в 1961 году во всем мире производили около 280 млрд яиц. По данным ФАО, в 2016 году эта цифра достигла 1,5 трлн штук. Это определенно прорыв. Однако Россия стоит далеко не на первом месте.

ПОЛОЖЕНИЕ ЯИЦ В МИРЕ

На первом месте по производству яиц стоит Китай (621 млрд штук, или 60% объема всей мировой яичной продукции). Россия же занимает лишь шестое место, производя 44,8 млрд штук в год.

Среди российских регионов в яичном производстве лидирует Ленинградская область. В 2017 году ее птицефабрики произвели 3,2 млрд штук куриных яиц, что позволило региону сохранить первое место в России (7% всего производства страны). Она обеспечила себя яйцом на 640%. Среди самых крупных ленинградских птицефабрик отмечены: «Синявинская», «Роскар», «Волжанин», «Боровская».

Сибирский федеральный округ находится лишь на третьем месте по производству яиц в России. Зато Новосибирскую область с ее крупнейшими птицефабриками («Октябрьская», «Иртышска», «Синявская») можно назвать лидером среди регионов СФО. По словам и.о. министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко, поголовье птиц в хозяйствах всех категорий по итогам прошлого года составило 9,5 млн штук, валовое производство яиц в сельскохозяйственных организациях — более 1,1 млрд штук яиц.

ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ

Если же смотреть на производство куриных яиц по стране в целом, то последние пять лет отрасль стагнирует: рынок насыщен, а спрос на продукцию не растет. Производители начинают понимать, что увеличивать объемы смысла не имеет. Повысить доходность отрасли поможет переработка, но сейчас более 90% производимого яйца реализуется в натуральном виде.

яичное производствоМежду тем, мировые тенденции связаны с производством яиц в переработанном в виде, то есть без скорлупы, что необходимо для наращивания экспортного потенциала. В России таких фабрик мало, но они все же есть. Пример крупного перерабатывающего производства — это птицефабрика «Роскар», которая производит порядка 18 наименований яичной продукции.

«В вопросах глубокой переработки мы продвигаемся медленно, — отметил Владимир Фисинин, академик РАН, президент Росптицесоюза. — Процесс экстракции не задействован. А это чрезвычайно важно для экспорта продукции. Мы практически не производим пастеризованные жидкие и сухие яичные продукты. И даже обогащенное яйцо производим в весьма скудных количествах — 10% от общего объема».

По словам академика, важной является экстракция лизацима как натурального консерванта для сыров, пива и вина. Его также используют в медицинских целях при операциях на сосудах. Однако 100% его объема Россия закупает за рубежом.

Другой популярный процесс — экстракция лецитина, который в больших количествах используется в пищевой и косметической промышленности.

Переработка яиц позволяет сгладить и такую негативную тенденцию отрасли как летнее падение спроса и цен. Но для этого предприятиям необходимо перерабатывать не менее 20% произведенных яиц. А в существующих условиях это довольно сложно: основные тормозящие факторы связаны с отсутствием господдержки, высокими ставками по инвестиционным кредитам, ростом курсов валют, а также низким потребительским спросом.

яичное производствоПотребление яиц в России относительно других стран эксперты оценивают как умеренное. Больше всего яиц едят жители Мексики (около 345 в год на человека), следом идут Япония и Китай. Россия же идет по этому показателю на уровне таких стран как США, Франция и Германия (около 290 яиц с учетом переработки). Наиболее низкие показатели – у стран Центральной Африки, а также у Греции, Индии и Финляндии.

Но, несмотря на неразвитость глубокой переработки, экспортом мы заниматься будем, уверен Владимир Фисинин. Стоит отметить, что экспортом яиц Россия занимается более 200 лет: первые 67 млн штук поступили в Европу в 1885 году. В 1906 году Россия поставляла уже 28 млрд.

Учитывая мировые и российские тенденции, многие компании переоснащают свои производства и строят новые объекты, которые будут отвечать всем требованиям рынка и выпускать новые продукты.

Например, «Рузово» производит широкий ассортимент продукции, востребованной предприятиями пищевой промышленности. Причем, основным направлением является именно разделенный продукт — жидкий и сухой желток и белок.

По словам генерального директора компании Алексея Лапшина, «Рузово» первым в России освоило выпуск компаундов — готовых смесей на основе яичных продуктов.

Главные потребители — предприятия масложировой, кондитерской, хлебобулочной, рыбо- и мясоперерабатывающей отраслей. География продаж охватывает более 30 регионов России, а также страны СНГ и Евросоюза.

Если же говорить о новых продуктах, выпускаемых для реализации через торговые сети, встает вопрос их грамотного продвижения.

По словам Владимира Фисинина, яйцо — это продукт, который и так страдает от недостатка рекламы. А яичные новшества и вовсе могут оказаться слишком непривычными для российского потребителя. Это и разнообразные смеси для напитков, паст, омлетов, продукты из жидких яиц различной фасовки, маринованные яйца и прочее.

Проблемы — не только в отсутствии грамотной рекламы, но и в наименовании продукции. Так, продукты из яичного белка, которые по консистенции и вкусу напоминают творог, называть «творогом» нельзя, а наименование типа «продукт творожистый из яичного белка» не годится для успешного продвижения на рынке.

Мария Макнамара