,

Все на экспорт?!

отечественная сельзхозтехникаОтечественная сельхозтехника ударными темпами отвоевывает рынок у иностранных конкурентов. О том, какие меры поддержки российского экспорта сельхозтехники существуют рассказала руководитель направления экспортных поставок Ассоциации Росагромаш Ольга Серебренникова

– Речь идет о частичном софинансировании затрат, которые несут компании при участии в выставках. Данная практика многие годы успешно применялась в различных отраслях российской промышленности. Однако в сельхозмашиностроении этот опыт имеет единичное, почти точечное направление, в частности, это субсидирование участия в выставке Agritechnica, проходящей в Ганновере. Есть понимание, что для расширения количества выставок требуется разработка специальной государственной программы с обозначенной суммой финансирования — именно для сельхозмашиностроения. Она должна представлять из себя чёткий план на ближайшие несколько лет, где будет расписана география участия, обозначены конкретные выставочно-ярмарочные и конгресс-мероприятия, перечислены меры поддержки, даны объемы финансирования. Это поможет производителям планировать свои стратегии на данных рынках, оптимизировать маркетинговые бюджеты, создаст предпосылки для активного поиска торговых партнеров в этих странах.

В настоящее время Ассоциация Росагромаш обсуждает возможность разработки такого документа, но инициатива, безусловно, будет и должна исходить от Минпромторга России.

И ДЕНЬГАМИ ПОМОГУТ

руководитель направления экспортных поставок Ассоциации Росагромаш Ольга Серебренникова– Существующая сейчас система финансовой поддержки экспорта рассчитана исключительно на крупные партии поставки товара. Применительно для сельхозмашиностроения — это звено поставки «завод — дилер». Благодаря этому значительно выросли отгрузки машин за рубеж — дилеры охотно брали технику, пользуясь этими инструментами. Но потом мы столкнулись с проблемой затоваривания дилерских складов. Потому что звено «дилер-клиент» российская система не охватывает. Поэтому практики кредитования розничных экспортных продаж российским банком, т. е. продажи 2–3 машин, на зарубежном рынке не наблюдается. Мы по своей линии полагаем, что необходимо развивать межбанковское сотрудничество, а именно: между российским банком, который имеет установку на финансирование российского экспорта и банками-партнерами в странах-экспортерах. Конечной целью такого взаимодействия должно стать появление у банка-партнера кредитного продукта для розничного потребителя на привлекательных условиях. Данные условия должны быть сопоставимы с тем, что предлагают конкуренты США и ЕС на свою продукцию.

И ИНОСТРАННЫХ ДИЛЕРОВ ПОДДЕРЖАТ

– На дилера ложится основная нагрузка. Задача российского экспортера — поддержать в этом своего делового партнера, ведь конечная цель — общая. Идеальным примером является компания Ростсельмаш, которая вместе со своим дилером в каждой конкретной стране ежегодно составляет маркетинговый план. В данном документе прописывается перечень мероприятий и указываются все стандарты их проведения. Служба маркетинга завода принимает активное участие в его реализации — специалисты Ростсельмаш всесторонне помогают реализовать все в точном соответствии. Если по итогам года маркетинговый план выполнен — Ростсельмаш компенсирует дилеру часть затрат. Из практики маркетинговые планы пишутся дилером самостоятельно, т. к. он лучше знает своего клиента, рынок, особенности продаж, конкурентную среду, а завод, в свою очередь, знает свой товар и знает, на кого он рассчитан и что «интереснее» всего продавать за рубеж.

А НАМ ДОСТАНЕТСЯ?

– Благодаря девальвации рубля и государственной поддержке отечественные заводы смогли существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке и в два раза повысить выпуск продукции. При таких показателях — вполне логично брать «новые высоты». Интерес продавать за рубеж был всегда. Но сейчас — самое лучше для этого время. В России существует система поддержки экспорта, есть структура за это отвечающая [Российский экспортный центр], но пока немногие производители ею пользуются, хотя и хаотично что-то поставляют за рубеж. А экспортер — это тот, кто превратил свои поставки на внешний рынок в систему. Исходя из этого, экспортерами в сельхозмашиностроении являются две-три компании — по сути это флагманы и в плане производства, и в плане продаж на отечественный рынок. Остальные компании имеют дело с разовыми продажами за рубеж. В рамках секции мы хотим обсудить вопрос, как сделать так, чтобы система поддержки экспорта стала равно интересной и максимально удобной для любого российского сельхозмашиностроителя.