,

Ура ли насчет эмбарго?

Мы начали привыкать к мысли, что контрсанкции России помогут развитию собственного сельского хозяйства и наполнят рынок экологически чистыми, качественными продуктами, потому что для того оно и развивается, сельское хозяйство, чтобы гражданин великой страны чувствовал себя защищенным и с точки зрения объемов, и со стороны качества потребляемой пищи

Чувство удовлетворения от пролонгации продовольственного эмбарго на американские и европейские продукты недолговечно. Ему на смену приходит анализ и расчет: а что сельхозтоваропроизводителям и потребителям принесет еще один год продления эмбарго?

НЕМНОГО ОФИЦИОЗА

27 июня Правительство РФ утвердило по поручению Президента список продуктов и сельскохозяйственных товаров, запрещенных к ввозу в Россию на год, т.е. до 05.08.16г.

В настоящее время ограничения, введенные 7 августа 2014 года в качестве ответных мер на санкции против РФ, действуют в отношении продовольствия из США, Канады, Австралии, Норвегии и ЕС. Запрещен ввоз мясной, рыбной, молочной продукции, овощей и фруктов. Изменения внесены по нескольким позициям: биоматериалам, малькам ценных пород рыбы, в том числе. Так же глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что требования к продуктам из поддержавших санкции стран ужесточатся. Появилась информация, что в список запрещенных добавят безлактозные сыры без молока и рыбные консервы. Ткачев также пообещал, что «дыры» для нелегального экспорта будут закрыты. Министр пояснил, что в списке запрещенного продовольствия будут произведены корректировки и уточнения, препятствующие их нелегальному ввозу.

ГОД ЭМБАРГО

Глава Минсельхоза считает, что сельское хозяйство России под воздействием санкций имеет все возможности для увеличения объемов производства. Многие эксперты отмечают, что в тех отраслях АПК, которые приносят быструю отдачу, позитивные изменения уже налицо. Так, несколько поставщиков молочной продукции с юга России уже вышли на федеральный уровень. В ассортименте торговых сетей появились даже сыры с плесенью от российских компаний.

Однако справиться с обеспечением российского рынка продовольствием только своими силами российские аграрии пока не могут. Здесь на помощь приходят продукты из стран, отказавшихся присоединяться к санкциям — мясо из Бразилии и Аргентины, фрукты из Сербии, овощи из Турции и Марокко, оливковое масло из Туниса.

Среди латиноамериканских стран главным поставщиком продуктов в Россию является Бразилия. Аргентина также заинтересована в увеличении объема поставок в РФ. Эта страна может прокормить 400 миллионов человек, а ее население — всего 40 миллионов. Остальные продукты идут на экспорт. В частности, аргентинские производители могут расширить поставки в Россию молочных продуктов, мяса, морепродуктов и злаковых культур. Уругвай и Чили также увеличили экспорт продуктов в РФ.

Что касается стран СНГ, то за время санкций заметно вырос импорт продуктов из Белоруссии и Армении. Возможно, скоро на наших прилавках появится больше киргизских товаров, в том числе, бутилированной воды, молочной и мясной продукции.

Представители российских торговых сетей констатируют, что пока не удается найти адекватной замены лишь в категории деликатесных продуктов — элитные сыры или изделия из рыбы и мяса. Например, в России и странах, поставляющих на ее рынок сельхозпродукцию, нет аналогов испанского хамона.

Минсельхоз уверяет нас всех, что через два-три года в стране может быть на 90% заместить продуктовый импорт в производстве свинины и птицы. Закрыть потребности российского рынка в сегменте овощей и фруктов возможно в течение трех-пяти лет, а полностью перейти на отечественное молоко — лишь через 7–10 лет.

ЗАТЯНУЛИ ПОЯСА

Можно соглашаться или спорить, насколько эффективны действия государства по поддержке собственного сельхозтоваропроизводителя, достаточно ли вкладывается средств, эффективно ли они используются, но хотелось бы обратить внимание на результаты, пусть промежуточные. Один из неоспоримых: опыт прошедшего года четко продемонстрировал тенденцию на снижение жизненного уровня населения. Это ощущаем мы сами, об этом говорят и эксперты. «Снижение потребительской активности в целом отражает динамику сокращения реальных доходов населения», — заявил ТАСС президент аналитического агентства Agrifood Strategies Альберт Давлеев. По его данным, потребление свинины в РФ за 5 месяцев 2015 года снизилось на 8–10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, колбасных изделий — на 7–8%, мяса птицы — на 5–7%.

«Мы сталкиваемся со снижением спроса из-за падения реальных доходов населения. По итогам года снижение потребления мяса и мясопродуктов мы оцениваем в 4–6%», — подтвердил президент Национальной мясной ассоциации Сергею Юшин. Растущая конкуренция между российскими производителями мяса не позволяет повышать цены даже в оптовом звене, отметил он: «Даже если в опте мы видим резкие всплески цен, то они потом быстро откатываются назад».

Вряд ли даже затормозившая во втором квартале инфляция опустит ее показатель ниже 10% по итогам года, т.е. минимум на эту же величину мы станем беднее, соответственно еще снизится наша покупательная способность. На этом фоне обозначилась другая агрессивная тенденция: ритейлеры не хотят беднеть вместе с нами. Сразу несколько экспертов публично и келейно стали лоббировать идею увеличения экспорта российской мясной продукции с параллельным введением foodstamps, т.е. прод карточек для малоимущих.

Так, в частности ТАСС сделал со значительным временным промежутком публикации подборок таких мнений. Вначале ТАСС сообщал, что ограниченный спрос россиян на продовольствие среди прочих факторов сдерживает рост производства продукции АПК в РФ и инвестиционную активность в этом секторе на новом этапе продэмбарго. А затем аккумулировал и конкретные предложения экспертов: экспорт российской мясной продукции и продовольственные карточки могут решить проблему ограниченного спроса и низкой покупательной способности россиян на новом этапе продовольственного эмбарго.

«Нужно начинать выводить российскую мясную продукцию, в частности куриное мясо, на экспорт, чтобы решить проблему ограниченного спроса, — заявил ТАСС генеральный директор «Черкизово» Сергей Михайлов. «По птице достаточно сложно конкурировать по цене с бразильскими производителями, но нужно начинать выходить на внешний рынок», — сказал он. Россия также имеет потенциал для экспорта свинины и продуктов из нее, однако его сдерживает присутствие вируса африканской чумы свиней в субъектах РФ», продолжил он.

Для развития экспорта мясной продукции из РФ нужна межведомственная рабочая группа, в которую войдет Минсельхоз России, отраслевые ассоциации и производители, считает Михайлов. «Необходима работа на межгосударственном уровне, содействие со стороны дипломатического ведомства, работающих в разных странах российских торгпредств», — отметил глава «Черкизово».

Также проблему спроса можно решать с помощью «целевых продовольственных пособий» (foodstamps, «продкарточки»), добавил Михайлов. «Это позволит, с одной стороны, снизить социальную напряженность и поддержать потребителей в сложное время, с другой — будет поддерживать инвестиционную привлекательность отрасли», — пояснил он.

ПЕРЕВОРОТ ПОЗИЦИИ

Между тем Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) в преддверии продления продовольственного эмбарго России усилила работу по открытию новых экспортных рынков для российских производителей. Так, 24 июня 2015 года руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт провел встречу с представителями мясной отрасли России о возможностях экспорта их продукции из РФ.

«В настоящее время на основании заявок российских производителей проводится работа с компетентными органами Евросоюза и более 25 стран — потенциальных импортеров. Основной интерес российские производители проявляют к рынкам стран Азии и Африки, а также некоторым странам Европы и Америки. И география стран — потенциальных импортеров постоянно расширяется», — отмечалось в сообщении ветеринарной службы по итогам встречи с мясным рынком.

Стоит отметить, что осенью 2014 ветеринарная служба занималась противоположной работой: сотрудники ведомства вели интенсивные переговоры о замещении выпавших из-за контрсанкций России поставщиков продовольствия альтернативными импортерами: Чили, Аргентиной, Эквадором, Бразилией и другими странами.

СРОК ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Выводы напрашиваются сами собой. Повторим обсуждаемую схему:
1. Россия вводит ограничения на поставки импортной продукции с целью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
2. Выделяются значительные, но недостаточные средства из госбюджетов всех уровней на развитие программ импортозамещения.
3. Фактически действенных механизмов попадания на рынок продукции от фермеров, кооператоров (за исключением крупных аграрных холдингов) не создается.
4. Цены диктуют крупные торговые сети, и они их взвинчивают.
5. При фактическом снижении доходов населения и росте цен на продукты питания покупательная способность конкретного человека снижается.
6. Крупный бизнес от сельского хозяйства, включая и торговлю, не хочет терять прибыль, одновременно не желая впускать на рынок новых игроков, способных предложить то же мясо по более разумным ценам.
7. Evrica! Выход найден. Нужно продавать за границу мясо и продукцию переработки российского производства, а населению (чтобы брали) выдать продуктовые карточки. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Это произошло за один год. Я даже не добавляю к этому анализ эффективности расходовании бюджетных средств, своевременность их поступления, механизмов поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в АПК. Картина будет еще печальнее. На вопрос, что придумает наш (или не очень наш) бизнес, чтобы не обеднеть, а лучше наоборот, за ближайший год остается только гадать. Но тенденция проявлена: продовольственная безопасность государства и каждого его гражданина ничто, по сравнению с бизнес-интересами. Пока ничто? Или это навсегда?

София Роотс