Сельхозкооперативам сподручнее

овощи91 млрд руб. теряют ежегодно российские аграрии из-за отсутствия в регионах налаженной и эффективной системы хранения, транспортировки и переработки овощей, плодов и ягод

Основной удар принимают на себя малые предприятия. Избежать потерь в будущем отечественным производителям помогут оптово-распределительные центры (ОРЦ), на создание которых правительство выделило 79 млрд руб. В основе ОРЦ должны быть сельскохозяйственные кооперативы. Тему обсудили на Петербургской технической ярмарке.

Инициатором стратегии создания оптово-распределительных центров стал Минсельхоз России. Проект будет реализован в Московской, Нижегородской, Ленинградской, Новосибирской и Ростовской областях, Приморском и Пермском краях, Республике Татарстан и Дагестане. Эксперимент по созданию ОРЦ уже на протяжении года реализуется в ЦФО. Так как этот регион — основной производитель картофеля, то и расчеты делались для этой культуры. В 18 субъектах региона до 2020 года планируется создать для картофеля 252 объекта хранения районного, областного и регионального уровней. ОРЦ районного уровня будут работать только как хранилища, а в областных и региональных овощи и ягоды будут проходить технологическую подготовку к продаже. ОРЦ должны позволить аграриям снизить издержки благодаря сокращению расходов на логистику и упрощению доступа к торговым сетям.

В странах ЕС, например, совокупные расходы производителей за пользование услугами рынков благодаря работе ОРЦ не превышают 1% от оборота, а снижение потерь сельхозпродукции для госкомпании Mercasa, патронирующей все ОРЦ в Испании, не превышает 2%. Интересно отметить, что в испанском варианте ОРЦ не менее 51% акций принадлежит муниципалитету, от 26 до 49% — Mercasa, оставшаяся часть — инвесторам. Во Франции на долю государства сейчас приходится более 70%.

овощи Российские ОРЦ также включат в себя несколько игроков, в число которых войдет и государство. Кроме предоставления субсидий, оно организует механизм работы центров: в ОРЦ войдут предприятия, занимающиеся скупкой, продажей и переработкой сельхозпродукции, а также органы фитосанитарного контроля, сертификации продукции и автотранспортные предприятия. Однако эффективность работы ОРЦ в большей мере будет зависеть от активности предпринимателей, которым предстоит объединиться в кооперативы, выбрать для себя управляющую компанию.

«Объединение в кооперативные сети гарантирует быструю окупаемость ОРЦ, — подчеркнула, Валентина Иванова, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского. — Окупаемость в нашем случае важнее, чем затраты на организацию ОРЦ, которые при кооперации составляют 43 млн руб., что на 6 млн больше, чем если бы аграрии работали в системе ОРЦ без кооперации».

Сейчас под создание ОРЦ разработано несколько бизнес-проектов, самый крупный из которых, рассчитанный на производство 25–80 тыс. т плодово-ягодных культур, требует от 1,1 до 4,5 млрд руб. Минимальный проект, рассчитанный на 10 тыс. т, предполагает инвестирование в размере 200 млн руб. В проектах, кроме сельхозпроизводителей, участие примут оптовые компании, логистические операторы и девелоперы. Помощь государства будет заключаться в предоставлении субсидий на конкурсной основе наиболее перспективным предприятиям, создающим ОРЦ.

При этом по итогам 2015 года план по созданию проектов ОРЦ в России был выполнен на 20%. Эксперты связывают это с нежеланием инвесторов вкладываться в проекты, которые окупятся через 5–10 лет. Картина оказалась не той, что предполагали, еще и из-за того, что предприятиям пришлось в результате экономического кризиса отказываться от заявленных мощностей и сдвигать на будущее ввод объектов в эксплуатацию.