,

С заботой о почве: обзор лучшей техники для почвообработки

Обработка почвы в системе агрономических мероприятий – важный этап всех производственных работ, особенно в условиях интенсивного земледелия. Только качественная обработка способствует повышению эффективности всех остальных агромероприятий — внесения удобрений, осушения, орошения земель. Поэтому в этом номере мы уделяем пристальное внимание агрегатам для почвообработки. Выбирайте лучшее, эксплуатируйте с пользой.

ДИСКОВАЯ БОРОНА CATROS AMAZONE

Данный агрегат характеризуется лёгкостью конструкции и шириной захвата 3 м при мощности трактора от 90 л. с. Имеет необслуживаемые подшипниковые узлы с уплотнительным кольцом и долговечной смазкой, а также необслуживаемый предохранительный механизм в виде пружинных демпферов. Catros AMAZONE снабжен индивидуальной подвеской дисков для оптимального копирования почвенного рельефа и хорошей проходимости. Плюс ко всему оптимизировано положение дисков для работы без забивания даже в тяжёлых условиях

В экстремальных условиях положение батарей дисков приспосабливается к реальным параметрам. Так, если почва частично подрезана, вы можете оптимизировать положение обеих батарей дисков быстро и без использования инструментов. Еще одним преимуществом является возможность подрегулирования смещения батарей дисков при наличии изношенных дисков. Юстировка осуществляется с помощью четырёхгранного эксцентрика, который одновременно служит упором.

На моделях Catros с жесткой конструкцией с шириной захвата 3 м и 3,5 м с помощью регулировки смещения дисков обе батареи сдвигаются друг к другу и фиксируются в транспортном положении. Перед началом работы они вновь разблокируются и расходятся. За счет этого обеспечивается безопасность при транспортировке, несмотря на полную ширину захвата. Смещение батарей дисков происходит за счёт сопротивления почвы.

Опционально предлагается комфортная гидравлическая регулировка смещения дисков.

Дисковая борона славится чрезвычайно низким расходом топлива. Вы можете без проблем двигаться со скоростью от 12 км/ч до 18 км/ч. Это позволяет достичь невероятно высокой производительности и снижает потребность в рабочем времени до минимума.

Тестовые измерения показали, что компактные дисковые бороны Catros являются чрезвычайно экономичными в отношении расхода топлива. Так, при обработке стерни на среднюю глубину 6 см — в зависимости от вида почвы и топографии местности — расход топлива составил всего 4 л/га. Аналогично низкими были получены и величины расхода при предпосевной подготовке.

КУЛЬТИВАТОР TERRIA, PÖTTINGER

В серию TERRIA входят трех- и четырехбалочные прицепные культиваторы с рабочей шириной от 4 до 6 м. Механическая или гидравлическая система защиты откамней NOVA позволяет обрабатывать любые почвы в режиме нон-стоп, не нуждаясь при этом в техобслуживании. Для обеспечения компактности шасси встроено в раму, благодаря чему улучшена маневренность машины. Рабочие инструменты расположены симметрично вдоль линии тяги. Это гарантирует равномерное разрыхление почвы по всей рабочей ширине даже при поверхностной обработке. В серийную комплектацию входит полностью гидравлическая система регулировки глубины, которую можно быстро включить даже во время движения.

Данные прицепные культиваторы сконструированы таким образом, что указанная ширина машины в точности соответствует фактической рабочей ширине. При этом культиваторы всегда двигаются за трактором строго по центру. Особенно ярко преимущества такой сцепки проявляются при параллельном проезде. Высочайшая производительность при самых строгих требованиях.

Точное копирование поверхности почвы — неотъемлемое условие равномерной обработки по всей рабочей ширине, ведь ценен каждый квадратный метр почвы. Добиться лучших результатов помогают новые копирующие колеса и другие технические решения.

Прицепные культиваторы TERRIA компании PÖTTINGER в стандартной комплектации оснащены высококачественной гидравлической системой, позволяющей быстро и точно настраивать рабочую глубину. При этом в гидроцилиндры копирующего колеса и прикатывающего катка подается относительно равное количество масла. Таким образом, машина сохраняет строго параллельное почве положение.

ГК «БДТ – АГРО» БДМ-В «КОРТЕС®»

Эта двухрядная дисковая борона предназначена для поверхностной обработки почвы на глубину до 15 см, уничтожения сорняков и измельчения пожнивных остатков. Главным отличием дисковой бороны БДМ-В «КОРТЕС®» является то, что стойка режущего узла установлена на эластомерах с возможностью поворота. Другое новшество — это 3-х рядный подшипниковый узел режущего механизма.

В отечественном производстве модернизированных дисковых борон на индивидуальной стойке типа БДМ традиционно применяются подшипниковые узлы с роликовыми коническими подшипниками. Считается, если роликовые подшипники выдерживают большую нагрузку, чем шарикоподшипники, то и подшипниковые узлы с роликовыми коническими подшипниками будут более долговечными и надежными.

Однако это не совсем так. Применение двух роликовых конических подшипников требует регулярного контроля и регулировки зазоров между роликами и обоймами подшипников. Большое значение начинает играть качество обслуживания подшипниковых узлов. Конические роликовые подшипники очень чувствительны к повышенному зазору, и не отрегулированный вовремя он разбивает лавинообразно. Практически разрушение конических подшипников происходит не от нагрузок, а от забивания абразивной грязью и запоздалой регулировки зазоров.

Известны попытки вместо двух роликовых подшипников применять один нерегулируемый двойной роликовый конический подшипник (необслуживаемый блок подшипник). Предполагают и вовсю рекламируют, что, и подшипник более мощный, потому что шире, и ресурс у такого подшипника выше, и обслуживать его не надо.

Однако на практике такие подшипниковые узлы применяются достаточно ограниченно. Дело в том, что нерегулируемый двойной роликовый конический подшипник предполагает высокое качество изготовления самого подшипника. Он стоит намного дороже двух обычных. При этом в каждом конкретном подшипнике должны быть подобраны идеальные зазоры. На практике же часть таких подшипников получается с пониженными зазорами между роликами и обоймами подшипника, что приводит к заклиниванию уже собранного узла. Другая часть подшипников получается с повышенными зазорами между роликами и обоймами подшипника, что приводит к повышенному износу и быстрому разрушению подшипника. Ситуация усугубляется тем, что проверить качество изготовления роликового блока подшипника при покупке невозможно. И как-либо повлиять на его работу в процессе эксплуатации тоже не получается. Можно заменить дорогой подшипник, однако и в этом случае потребитель опять будет приобретать «кота в мешке».

Шариковые подшипники менее требовательны к качеству изготовления и не нуждаются в регулировке в процессе эксплуатации. Однако шариковые подшипники выдерживают гораздо меньшую нагрузку, чем роликовые. Замена двух роликовых подшипников на два обычных шариковых подшипника примерно одного размера неравноценна.

ГК «БДТ — АГРО» выпускает орудия с новыми подшипниковыми узлами, которые отличаются тем, что в корпусе расположены три рядом стоящих одноразмерных шариковых подшипника. Регулировка подшипников не нужна, смазка в процессе эксплуатации также не требуется. Стоит отметить особо, что данное конструктивное решение запатентовано (патент № 179954).

Обычный шарикоподшипник хорошо переносит радиальные нагрузки и небольшие осевые нагрузки. Так как крайние подшипники имеют достаточное расстояние между собой, они хорошо противостоят изгибающему моменту, а осевые нагрузки и чисто радиальные нагрузки равномерно распределяются на все три подшипника. Этому способствует точность изготовления и высокая твердость внутренних и наружных обойм каждого шарикоподшипника.

Необходимо также отметить, что 3-х рядный подшипниковый узел режущего механизма взаимозаменяем с узлами практически всех мировых брендов, что позволяет усовершенствовать уже имеющуюся технику.

RUBIN 10, LEMKEN

Rubin 10 — это короткая дисковая борона, которая даже в сложных условиях обеспечивает интенсивное и однородное перемешивание органической массы и почвы до глубины обработки около 14 см. Это позволяет существенно уменьшить потери влаги от испарения.

Rubin 10 имеет два ряда дисков, расположенных зеркально относительно друг друга. Это предотвращает боковой увод и боковое сопротивление, возрастающие при увеличении глубины обработки. Три средних диска смещены по продольной оси, что дает возможность работать без пропусков. Такое запатентованное решение улучшает поток почвы и обеспечивает ее равномерную обработку по всей ширине захвата.

Диаметр полусферических дисков DuraMaxx 7 у данной дисковой бороны составляет от 620 до 645 мм, при этом срок их службы увеличен благодаря использованию термически улучшенной стали. Преимущество Rubin 10 — в новых, более прочных стойках толщиной 30 мм. Сами стойки изогнуты, это обеспечивает большое пространство для предотвращения забивания. Стоит отметить, что у всех представителей семейства Rubin диски установлены на необслуживаемых конических подшипниках. Они имеют многоуровневую систему защиты от грязи с резьбовыми крышками, которые предотвращают попадание на подшипник частиц почвы, и лабиринтным уплотнением, отсеивающим более мелкие частицы пыли.

Также стоит отметить, что Rubin 10 оснащена переработанным устройством защиты от перегрузок с амортизированной отдачей, которое сводит нагрузку на раму к минимуму и тем самым продлевает срок службы рамы, стоек и, в частности, рабочих органов. Для осаждения летящей из-под работающих дисков земли и ее крошения за первым рядом дисков установлена секция штригельных граблей, в то время как за вторым — нивелировочные лапы в форме клюшки, для выравнивания почвы, закрывая все глубокие борозды и подготавливая поверхность для последующего укрепления почвоуплотнителем. Регулировка штригельной и выравнивающей бороны весьма проста: все, что нужно, — это вставить рукоятку в одну из четырех осей и начать ее поворачивать.

Для равномерного распределения соломы перед первым рядом дисков можно установить дополнительный ряд штригельных граблей, но это опционально.

В хвосте дисковой бороны установлен тяжелый прикатывающий профильный каток PPW 600/540. Глубина обработки регулируется с помощью заднего навесного устройства трактора и гидравлически регулируемого профильного катка. Что касается энергообеспечения, то Rubin 10 требуется мощность в пределах 50–75 л. с., в зависимости от глубины обработки и характера почвы.

В навесной версии Rubin 10 предлагается с колесом Unirad, которое снижает необходимое подъемное усилие трактора и разгружает его заднюю ось. Сугубо механическая колесная система принимает нагрузку при подъеме орудия, не требуя дополнительного гидрораспределителя. При этом для улучшения обратного прикатывания можно использовать даже тяжелые катки. Все складные модификации в серийной комплектации оснащены гидравлическим устройством регулировки глубины. Полунавесные короткие дисковые бороны могут оснащаться копирующими колесами, которые обеспечивают стабильную глубину обработки при изменении условий почвы и точное продолжение борозды на склонах.

CARRIER 420–820, VÄDERSTAD

Carrier 420–820 — это прицепной дисковый культиватор, доступный в нескольких вариантах ширины захвата: 4,2 и 8,2 метра. Широкий ассортимент передних орудий адаптирует Carrier под любые задачи: подготовка семенного ложа, выравнивание вспашки или заделка покровных культур.

Благодаря широкому выбору передних орудий, дисков и катков, Carrier может служить универсальной машиной в современном сельском хозяйстве и выполнять культивацию, как ультраповерхностную, так и глубокую. Такая универсальность помогает сократить количество проходов по полю, сокращает затраты на гектар и обеспечивает наилучшие условия для дружных всходов

Независимо от того, необходима ли вам подготовка семенного ложа, выравнивание вспаханной почвы или заделка покровных культур, опциональные передние рабочие органы обеспечат универсальность решения каждой задачи.

По центру машины расположены два ряда зубчатых конических дисков, изготовленных из высокопрочной и износостойкой стали марки V-55. Диски агрессивно разрезают почву и заделывают пожнивные остатки на глубину до 12 см. Коническая форма позволяет эффективно измельчать почву.

Также Carrier может быть оснащен широким ассортиментом катков, подходящих для широкого спектра полевых условий. Резиновая подвеска на катке поглощает удары и продлевает срок службы рамы и катка.

Carrier 420–820 можно оснастить дисками TrueCut 450 или 470 мм. Оба диска помогут подготовить идеальную почву для будущей культуры. Диски диаметром 450 мм с маленькими вырезами позволяют выполнять интенсивную культивацию даже на небольшой глубине обработки. Диски TrueCut 470 мм могут измельчать большее количество растительных остатков за это же время, благодаря большим вырезам с лучшим проникновением.

CrossCutter диск показывает невероятные результаты обработки пожнивных остатков зерновых. При этом интенсивная поверхностная культивация поможет бороться с сорной растительностью. При работе по вспашке крепкая конструкция и высокое качество шведской стали позволяют создавать ровное семенное ложе.

Как известно, большие комбайны обычно плохо распределяют солому, что ведёт к неравномерной всхожести и последующему разитию культур. Борона для распределения соломы позволяет Carrier не только срезать, но и распределять солому за один проход.

Оснащение Carrier 500 и Carrier 650 ножевым катком интенсивного действия CrossCutter Knife позволяет измельчать пожнивные остатки в двух направлениях. Сорняки и мелкосеменные культуры, такие как, например, рапс, прорастают при неглубокой заделке. Интенсивное измельчение соломы, обеспечивающее лучшее разложение, является преимуществом после зерновых или подсолнечника. Помимо этого, покровные культуры могут измельчаться и заделываться более эффективно.

Для идеального выравнивания применяется выравнивающую доску CrossBoard Heavy, которая позволяет разрушать почвенную корку и выравнивать землю, а стабилизирующая планка двойного действия обеспечивает выравнивание по всей ширине захвата. На вспаханной тяжелой почве CrossBoard Heavy позволяет Carrier подготавливать качественное семенное ложе с меньшим количеством проходов по полю.

Carrier 420–820 обладает идеальной мобильностью. Благодаря уникальной системе складывания культиватор можно быстро перевозить между полями. В сложенном виде транспортная ширина составляет всего 2,5 м. Техника складывания снижает центр тяжести машины, что обеспечивает безопасное маневрирование.

Кроме того, Carrier 420–820 можно оснастить навесной мелкосеменной сеялкой BioDrill 360, что позволит выполнять высокоточную культивацию и посев за один проход. Встроенный радар обеспечивает идеально точное определение скорости, а высокое расположение вентилятора обеспечивает равномерное распределение семян любых размеров.

АН-8-БД-620, VELES

Производство дисковых борон в России развивается в настоящее время под действием следующих факторов:

  • наличие спроса на широкозахватные дисковые бороны для агрегатирования с современными отечественными энергонасыщенными тракторами мощностью от 350 л. с.;
  • увеличение площадей и расширение географии возделывания подсолнечника и кукурузы;
  • укрупнение сельскохозяйственных предприятий с пропорциональным увеличением сезонной нагрузки на списочный агрегат;
  • передача арендаторам земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих муниципалитетам и сельским поселениям, которые длительное время не обрабатывались.

В соответствии с указанными тенденциями, машиностроительный завод VELES разработал конструкторскую документацию, изготовил опытные образцы и организовал в 2017 году заводские испытания новой дисковой бороны АН-8-БД-620.

Концептуально машина АН-8-БД-620 состоит из гидрофицированного универсального шасси, на которое навешиваются две секции 2-рядной дисковой бороны шириной по 4 м каждая. Рабочий орган — вырезной сферический диск диаметром 620 мм из борсодержащей стали, установленный на индивидуальной стойке с фиксированным углом атаки и защитой при помощи цилиндрической пружины. Применяются необслуживаемые подшипниковые узлы.

В отличие от аналогичных отечественных машин подшипниковые узлы размещены в нерабочей, «пассивной», зоне дисков с целью снижения тягового сопротивления, удельного расхода топлива и увеличения ресурса подшипников и уплотнений за счет минимизации воздействия абразивных частиц почвы. Для контроля потока обработанной почвы после каждого ряда дисков предусмотрен ряд П-образных пружинных пальцев диаметром 14 мм с широким диапазоном регулировки их положения. С целью реализации дисками повышенных усилий резания при обработке залежных земель, каждая из двух секций дисковой бороны догружается гидравлическим цилиндром с централизованной бесступенчатой регулировкой давления. Секции снабжены двойными трубчато-планчатыми катками диаметром 400 мм.

Применение дисков изготовленных из борсодержащей стали обеспечивает реализацию эффекта «самозатачивания» — сохранение ровной, тонкой и прочной режущей кромки, устойчивой к появлению трещин и выкрашиванию. После завершения цикла заводских испытаний в объеме 2976 га рабочие органы дисковой бороны имели минимальный износ и пригодны для дальнейшей эксплуатации.

Испытания новой дисковой бороны проводились в различных хозяйствах Алтайского края в четыре этапа в соответствии с ее назначением:

  • обработка паровых полей на глубину 10–11 см в центральной лесостепной зоне (за один проход в объеме 300 га);
  • обработка 4-х летней залежи на глубину 18 см в степной зоне (за два прохода в объеме 238 га);
  • основная обработка полей после уборки зерновых культур на глубину до 15 см в предгорной зоне (за один проход в объеме 600 га);
  • основная обработка при повышенной влажности почвы после уборки зерновых культур, подсолнечника и гречихи на глубину до 18 см в условиях Алейско-Рубцовской степи (за один проход в объеме 1600 га).

В ходе испытаний дисковая борона АН-8-БД-620 агрегатировалась с тракторами «Кировец» К-744Р4, John Deere 9420 и New Holland T9040. Средняя производительность агрегата составила более 130 га в сутки.

АГРЕГАТ ДЛЯ ПРИКАТЫВАЕНИЯ ПОСЕВОВ С СОХРАНЕНИЕМ ПОЧВЕННОЙ ВЛАГИ

Последнее время хозяйства для прикатывания посевов все чаще приобретают кольчато-­зубовые катки, рабочие секции которых состоят из батарей, на валах которых установлены колеса с неровной поверхностью и зубчатые диски, обеспечивающие хоть и неровно, но полное прикатывание поверхности засеянного поля до образования в почве капиллярной скважности, а зубчатые диски осуществляют некоторое рыхление.

Из-за малой ширины и высоты зубчатых дисков можно допустить, что вся поверхность засеянного поля прикатана и все семена находятся в оптимальных для прорастания условиях, но в этом случае капиллярная скважность в прикатанной почве будет не только подводить почвенную влагу к поверхности семян, но и выводить ее на поверхность поля, где в дневное время на поверхности почвы воздух и верхний слой почвы нагреваются выше 50 °C. Это приводит к быстрому испарению почвенной влаги и подтягиванию на ее место другой. Так как нагретый воздух устремляется вверх, над таким полем также формируются устойчивые восходящие потоки воздуха, которые подхватывают пары почвенной влаги и уносят их в атмосферу.

Одним из вариантов обеспечивающих резкое снижение испарения влаги с поверхности засеянных и прикатанных полей является образование рыхлого и вспушенного слоя почвы над прикатанной. Рыхлая почва не имеет капиллярной скважности, что исключает подвод почвенной влаги к поверхности поля, чем значительно уменьшается ее испарение, а наличие большого количества воздуха между частицами почвы резко снижает ее теплопередачу следовательно и исключает не только перегрев, но и резкий нагрев более глубинных слоев почвы. Рекомендуемая глубина посева зерновых культур составляет 5–6 см, если обеспечить подповерхностное прикатывание посевов слоем почвы в 1–2 см, то поверхностный слой составит 3–5 см, который можно дополнительно измельчить, разрыхлить, вспушить и ровным слоем распределить по поверхности засеянного поля. Это не только обеспечит резкое снижение испарение влаги из почвы, но и создаст условие для осуществления процесса «сухого полива» или атмосферной ирригации. Атмосферная ирригация происходит в результате воздухообмена между почвой и воздухом и разности их температур, которая в дневное время может достигать 16 °C и более, так при воздухообмене 1м3 воздуха может конденсироваться в почве от 30 до 60 г росы. Имеются данные, что создание в почве условий для протекания атмосферной ирригации позволит увеличить урожайность зерновых культур от 2-х до 3,5 раз.

НПФ «Агромаш» разработан специальный многозаходный винтовой каток, который позволяет выполнять указанные выше требования по подповерхностному прикатыванию почвы над посевами с одновременным дополнительным измельчением и вспушиванием поверхностного слоя почвы, а также вычесыванием из него с укладкой на поверхности поля пожнивных остатков, стеблей сорняков вплоть до их семян.

На базе этого катка созданы широкозахватные орудия, которые можно использовать как в агрегате с широкозахватными сеялками, так и самостоятельно в агрегате с тракторами. Предприятием выпускаются широкозахватные гидрофицированные орудия с шириной захвата от 9.0 м до 18.0 м. Могут также поставляться отдельно катки шириной от 1.2 м до 3.0 м.

Агрегат состоит из рамы, которая опирается на центральные опорные колеса. На раме шарнирно закреплен центральный поворотный брус, к которому через крестовины крепятся боковые поворотные брусья. В развернутом положении боковые брусья опираются на рабочие колес, в сложенном на транспортные колеса. Для фиксации брусьев агрегата в рабочем положении служат растяжки с автоматическими замками. На брусья сцепки установлены кронштейны с винтовыми катками. Конструкция кронштейнов позволяет ступенчато изменять угол установки катков к направлению движения и плавно регулировать величину опускания катков. Винтовой каток выполнен из полосы, спирально навитой под углом к оси. Благодаря этому каток можно использовать как прикатывающее орудие для посевов, так и как орудие для обработки полей после дискования, культивации и лущения с вычесыванием и укладкой на поверхность поля пожнивних остатков растений сорняков вплоть до их семян.


Статья из журнала Моя Сибирь январь-февраль 2021