,

Пшеничные бои

pshenoСтратегическая задача России в этом году добиться урожая зерновых свыше 100 млн т. Это позволит значительно увеличить экспорт и отвоевать еще 2-3 процента мирового рынка зерна. Однако такой прорыв не всем по вкусу и имеет оборотную сторону

Авторитетный американский аналитический журнал Bloomberg опубликовал материал, где сопоставив цифры и факты, приводит читателей к выводу: США стремительно проигрывают конкурентам на зерновом рынке.

Прямая цитата

Нефть — не единственный товар, за рынки сбыта, где борются производители, пишет Bloomberg. Два крупнейших экспортера зерна, США и Россия, схлестнулись в конкурентной борьбе за покупателей. Господство США на зерновом рынке сокращается уже два десятилетия. Пшеница Причерноморского региона отличается хорошим качеством и привлекательной ценой, которая стала конкурентноспособной после того, как нефтяной кризис привел к падению рубля на 45% в прошлом году. Ослабление рубля и снижение фрахтовых ставок позволили России продавать пшеницу на 16% дешевле американских производителей.

Конкуренцию усиливает и статистика по мировым запасам зерна: по данным Мирового совета по зерну, сегодня созданы крупнейшие запасы пшеницы за почти 30 лет. Цены на зерно на Чикагской товарной бирже упали на 4,63 долл., достигнув минимума с 5 мая.

Главные импортеры пшеницы — Нигерия и Мексика — покупают все больше зерна из России. Нигерия, одна из крупнейших экономик Африки и один из основных импортеров американского зерна, за пять лет сократила закупки пшеницы в США почти в два раза. По данным Минсельхоза США, сейчас страна ввозит 17% зерна из России и с Украины, тогда как два года назад эта доля составляла всего 1%. Мексика в прошлом году сократила импорт пшеницы североамериканских соседей на 7,5%, а в этом году продажи США упали на 29%. За два года импорт зерна из Причерноморского региона вырос с нуля до 12%. Мексика остается вторым после Японии импортером американской пшеницы.

Несмотря на удаленность России от основных покупателей, транспортные затраты не отражаются на цене зерна. В прошлом году, по данным Baltic Dry Index, транспортные расходы России на перевозку урожая упали на 22%, и эта тенденция сохраняется. Географическое преимущество — один из факторов, позволяющих североамериканским грузоотправителям доминировать на рынках Латинской Америки. Нигерия, в свою очередь, находится на примерно равном расстоянии от США и России, и в прошлом году она удвоила закупки зерна в Российской Федерации. Египет, крупнейший импортер зерна в Африке, сократил импорт американского зерна с 90% до 7% в прошлом году. На долю России приходится теперь 25%.

Доля США на глобальном рынке зерна сократилась до 16% с 30% в 2008 году. Россия же, наоборот, нарастила долю рынка пшеницы до 13,6% в сезоне 2014/2015, тогда как в первой половине 2000-х ее доля не поднималась выше 9%. К 2020 году планируется довести долю поставок российской пшеницы и ячменя до 20% мирового рынка.

Причины нового рекорда

В сезоне 2014/2015, который закончился в июне, поставки российской пшеницы достигли очередного исторического рекорда в 22,3 млн тонн. Что помогает российской пшенице отвоевывать позиции на мировом рынке, в том числе у США? В первую очередь это слабеющая национальная валюта и падение фрахтовых ставок.

Только в прошлом году рубль потерял 45% своей стоимости, что сделало экспорт зерна из России более конкурентоспособным. Сейчас цена российской пшеницы является самой низкой за пять лет и составляет около 179 долларов за тонну. Для сравнения, в 2014 году средняя цена на FOB составляла 247 долларов за тонну, в 2013 году – не менее 310 долларов за тонну.

Российская пшеница дешевле американской примерно на 20 долларов, поэтому именно сейчас наши фермеры занимают доминирующее положение на рынках. Россия отбирает покупателей и у других экспортеров. Так в августе с российскими поставщиками пытались конкурировать французские производители зерна, предлагая тонну пшеницы за 174,5 доллара. Однако для них логистическая цепочка оказалась слишком длинной и дорогой, поэтому российское сырье оставалось в приоритете у покупателей.

Конечно, помимо девальвации рубля, на руку сыграл хороший урожай зерна в сезоне 2014/2015, который оказался примерно на 10–12% лучше, чем годом ранее.

О том, как хорошо себя чувствовали в сезоне 2014/2015 (с июня по июнь) экспортеры зерна, говорит то, что на рынок вышли сотни новых игроков. Зерно вывозили более 560 компаний, тогда как сезоном ранее их было чуть более 400. Основной объем зерна (23 млн тонн из 31,8 млн тонн), как и раньше, поставили за рубеж экспортеры из первой двадцатки крупнейших, но появилось и много мелких игроков.

Россия активно наращивает объемы производства и экспорта пшеницы, тогда как США стали снижать ее экспорт, потому что сосредоточились на удовлетворении растущих потребностей внутреннего рынка. Однако, с другой стороны, они активно наращивают производство и экспорт других агрокультур, в частности кукурузы. И здесь Россия им не конкурент. У России продовольственная пшеница 4-го класса – это основной продукт на экспорт. Ее доля в общем экспорте занимает 70%.

В советское время мы ввозили 30–40 млн тонн кукурузы, сейчас мы ее экспортируем: около 1 млн тонн кукурузы отправили в Южную Корею, а всего поставляем 4 млн тонн. Сельхозпроизводители адаптируются к конъюнктуре рынка, увеличивают производство высокодоходных культур, хотя это ни в коем случае не приводит к дефициту по другим культурам. Интересно стало производить, потому что можно заработать. Стимул один – доход.

Будет ли новый?

Стоит сказать, что после провального для экспорта 2010 года Россия восстановила свои позиции на мировом рынке.

Министерство сельского хозяйства США прогнозирует, что в этом сезоне (2015/2016) Россия отгрузит рекордные 23 млн тонн зерна (против 22,3 млн сезоном ранее). Это будет лишь немного ниже ожидаемого экспорта из США в 25,2 млн тонны. Сможет ли Россия в новом сезоне удержать свои позиции и показать новый рекорд по экспорту?

Несмотря на все выгоды, которые дает девальвация российским аграриям, ответ на этот вопрос не так однозначен.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут говорит, что Россия могла бы экспортировать и 23–27 млн тонн пшеницы (т. е. даже перегнать США), если будет изменена экспортная пошлина, введенная Россией с 1 июля 2015 года. Если этого сделано не будет, то экспорт может опуститься до 17–18 млн тонн.

Российский зерновой союз инициирует обсуждения об изменении введенной пошлины.

Речь идет о введенной с 1 июля формуле экспортной пошлины на пшеницу: 50% минус 5,5 тыс. рублей за тонну, но не менее 50 рублей. Пошлина фактически будет работать, когда курс доллара будет за 60 рублей, пояснил глава Минсельхоза Александр Ткачев. То есть ее цель – нивелировать выгоду экспорта при падении рубля. Чем ниже падает рубль, тем выше цена зерна на экспорт в долларах. При цене до 11 тысяч рублей за тонну пошлина равна минимальным 50 рублям, в диапазоне от 11 до 13 тысяч носит фискальный характер, а регулирующее (с точки зрения объемов экспорта) воздействие, по оценке правительства, оказывает при цене свыше 13 тысяч рублей.

Пошлина снижает выгоду сельхозпроизводителей при резком падении курса рубля. Однако, с другой стороны, позволяет избежать рисков дефицита и роста цен на зерно (и, соответственно, хлеб) внутри страны.

«Если бы не было этой формулы (экспортной пошлины), то цена на зерно была бы больше 15 рублей за килограмм, а это означает: первое – у нас бы был неудержимый рост цены на хлеб, второе – кратно подорожали бы комбикорма», – объяснил Александр Ткачев.

Он добавил, что, пока ситуация на рынке нестабильная, пошлина будет работать.

В этом и таится опасность, так как наши конкуренты на мировом зерновом рынке не дремлют, в первую очередь это относится к США.

Чего стоит опасаться нашему крестьянину? Как ни парадоксально радикального решения ФРС США о сворачивании политики количественного смягчения, т.е. о шагах США по повышению конкурентоспособности доллара по отношению к другим валютам. Сильное укрепление рубля может резко изменить позиции Росси на мировом зерновом рынке. И разумеется, нужно осваивать новые: китайский и корейский, например. Одно ясно – желание заработать в этом сезоне на экспортной продаже пшеницы, видится в настоящее время игрой в рулетку.

Иван Симонов