,

Перевести не трудно. Сложнее осуществить

20 января состоялось выездное заседание коллегии областного министерства сельского хозяйства Новосибирской области по итогам 2014 года и вопросам развития АПК в 2015 году. Не случайно местом проведения было выбрано с. Верх-Ирмень — штаб-квартира самого успешного сельскохозяйственного комплекса — Племзавода «Ирмень». Воспользовавшись журналистской идеей Джоша Рогина (Josh Rogin), корреспондента Bloomberg, переведшего речь Б. Обамы перед Конгрессом США на понятный язык, попытаюсь сформулировать результаты этого заседания.

В начале выступления глава региона отметил, что агропромышленный комплекс региона в 2014 году справился со стоящими перед ним задачами. А далее:

«Новые подходы к системе управления агропромышленным комплексом будут вырабатываться в регионе» — сообщил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, выступая перед собравшимися, — Господдержка будет оказываться сельхозпроизводителям в зависимости от их финансовых и производственных результатов».

Перевод:

itogiAPK2015Если вы воспользовались одним из видов господдержки, но случился неурожай (а область не участвует в государственной программе софинансирования страхования рисков в сельском хозяйстве), то чтобы выжить, да еще вернуть полученную от государства и области сумму, вы должны будете обанкротиться. Если не так, поправьте меня.

«Новые управленческие методы, не нарушая принципов свободы предпринимательства, призваны побуждать собственников сельхозпредприятий эффективнее использовать предоставляемые государством ресурсы. Необходимость выработки новых подходов к управлению АПК региона» — подчеркнул Владимир Городецкий.

Перевод:

Так как критерии эффективности обозначены не были, то этот тезис дает Минсельхозу области достаточно широкую возможность для отбора хозяйств, способных претендовать на субсидии и дотации. Соответственно, есть реальная возможность формирования пула допущенных и не допущенных к государственным ресурсам. Те, кто будет допущен, конечно рискуют. Но если они в пуле, возможно не очень. Как попасть в этот пул приближенных пока не понятно. На коллегии этот вопрос конкретно не обсуждался. Возможно, это будут решать чиновники в рабочем порядке.

Владимир Городецкий отметил, что поддержка сельскохозяйственного производства в 2015 году сохранится на уровне 2014 года — 4,4 млрд рублей. В то же время оказание господдержки конкретным сельхозпроизводителям будет связано с их финансовыми и производственными результатами.

Перевод:

По определению, господдержка нужна для того, чтобы достичь результатов. Если выбор «счастливцев» будет осуществляться по результатам 2014 года, то, во-первых, хорошо бы об этом предупреждать год назад. Во-вторых, 2014 год встал вслед за 12 и 13 годами в число аномальных по природным условиям. Это демонстрирует и результат, когда в целом по области не были выполнены плановые показатели по зерну, а стадо уменьшилось почти на 50 тыс. голов.

«Думаю, мы сумеем найти подходы к повышению эффективности всей системы управления отраслью, — подчеркнул Владимир Городецкий. — Меры господдержки будут пересмотрены с точки зрения внедрения обязанности по достижению результатов. Жесткое правило: не выполнил условие по налогам, по прибыли, по производству — верни то, что получил. По-другому быть не должно».

Перевод:

ivashenkoСистема управления отраслью осуществляется не только рынком, но и непосредственно управленцами всех уровней. То, что глава региона планирует ее совершенствовать, безусловно вызывает надежды. Но как связать финансовое положение и результаты работы конкретного сельхозпредприятия с качеством управленческих решений. И почему между этим должна быть столь жесткая зависимость. Причем мера ответственности тех, кто управляет никак не определена. А перспектива тех, кто работает вполне конкретна: «получил — сработал неэффективно — разоришься».

Также глава региона подчеркнул, что нужно добиваться, в том числе от собственников, более эффективного использования существующего фонда сельскохозяйственных земель. Необходимо исключить ситуацию, при которой значительные участки земель не обрабатываются в течение длительного времени. «Будем искать меры эксклюзивные, — заявил глава региона. — Использовать землю нужно как положено».

 Справочно:

Валовой сбор зерна по итогам года составил 2,050 млн тонн при средней урожайности 13,4 ц/га. Производство мяса скота и птицы в живом весе увеличилось на 8% по сравнению с 2013 годом, молока — на 2,1%. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 71,3 млрд рублей, что на 2% больше, чем в 2013 году. В 2015 году перед агропромышленным комплексом региона стоит задача увеличить производство сельхозпродукции почти на 10 млрд рублей, достигнув 81,2 млрд рублей.

Перевод:

Как удалось выяснить в Минсельхозе области речь идет в том числе о создании электронного паспорта всех земельных ресурсов области. Кроме картографии подразумевается внести информацию о собственнике, кадастровые сведения, эффективность и специализацию использования. Идея, безусловно, нужная и правильная. Если сделают грамотно и доступ к информации будут иметь все, снимется целый комплекс текущих проблем: от объективного материала для анализа до перспектив развития отдельного хозяйства. Главное, чтобы эксклюзивность мер в данном вопросе была равно направлена для всех собственников земли в области. Поживем — увидим.

Бюджетный форс-мажор

В федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», разработанную федеральным аграрным ведомством, Постановлением Правительства России внесены изменения Минсельхоз России сообщает, что в 2015 году отбор государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, будет проводиться в соответствии с принятым Постановлением.

Изменения коснулись:

• приведения правил предоставления и распределения субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы в соответствие с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий;

• включения в состав Программы мероприятий по развитию сети автомобильных дорог, ведущих к общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

• предоставление права регионам страны определять объемы субсидий на обеспечение жильем молодых семей и начинающих специалистов в размере не менее 70% от общего объема субсидий, предусмотренных на улучшение жилищных условий сельских граждан;

• отменены условия об использовании социальной выплаты, предоставляемой в рамках Программы, на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода.