Новости минсельхоза

еке 1.Реализация долгосрочной стратегии развития зернового комплекса России потребует свыше 4,4 трлн рублей
Минсельхоз России внес в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об утверждении долгосрочной стратегии развития зернового комплекса до 2035 года.
Приоритетами развития сектора должны стать увеличение производства зерна и повышение его качества, наращивание внутреннего потребления, развитие инфраструктуры и логистики, совершенствование научно-технического обеспечения. Реализация стратегии потребует привлечения в отрасль дополнительных инвестиций в размере свыше 4,4 трлн рублей за счет использования средств частных инвесторов, банковского кредитования, а также целевого финансирования.
Стратегией предложено несколько сценариев развития зернового комплекса Российской Федерации. В базовом сценарии предусмотрен рост производства зерна до 140 млн тонн к 2035 году, что позволит экспортировать 55,9 млн тонн зерновых. В оптимистичный сценарий заложен рост производства до 150,3 млн тонн и экспорта до 63,6 млн тонн, при этом посевные площади должны возрасти до 50 млн га, а урожайность – до 35,3 ц/га.
Особое внимание будет уделено изменению структуры производимого зерна – планируется увеличение объема и стабильности производства твердой и мягкой пшеницы с высокими показателями характеристик (в первую очередь – содержания белка), продовольственной ржи, пивоваренных сортов ячменя. Предлагается рассмотреть возможность применения международных практик классификации зерна для повышения объективности мониторинга.
В проекте также учтено расширение объема портовых элеваторов и мощностей перевалочных комплексов, пропускной способности припортовых железнодорожных станций, подъездных путей и автомобильных дорог, развитие системы маршрутных отправок. Ожидается, что суммарные мощности хранения зерна будут увеличены со 156,9 млн тонн в 2018 году до 167,4 млн тонн к 2035 году. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры и транспортнологистического обеспечения зернового сектора на 20192035 годы в ценах 2018 года составит 281,4 млрд рублей. По результатам реализации предлагаемых мер ожидается снижение доли инфраструктурных издержек в стоимости зерна к 2035 году на 10%.
В целом реализация стратегии позволит к 2035 году существенно нарастить объемы производства и экспорта зерновых, повысить долю высококачественного зерна, активизировать развитие транспортно-логистической инфраструктуры и научнотехнического обеспечения отрасли.
2. Производство продуктов глубокой переработки зерна увеличится
По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, в настоящее время Россия производит порядка одного млн тонн продукции глубокой переработки зерновых в год. Однако в среднесрочной перспективе этот показатель должен увеличиться до 2,5 млн тонн.
Сейчас мировой рынок данной продукции оценивается в $16 млрд. И пока Россия занимает незначительную долю этого объема, поэтому реализация инвестиционных проектов в данном направлении имеет особые перспективы.
Недавно в Липецкой области был дан старт строительству производственного комплекса «Рустарк». Предприятие по глубокой переработке пшеничного сырья будет изготавливать крахмалопродукты и биополимеры для производства биопластиков.
Также в скором времени в Липецкой области появится комплекс по переработке бобов, сои и рапса. ООО «Черноземье» приступит к реализации инвестиционного проекта уже в этом году. В новый комплекс войдут завод по переработке сои и рапса, гидратация масла с выпуском лецитина, производство соевых белковых концентратов, маслохранилище объемом до 150 тыс. куб. метров и современный элеватор силосного типа вместимостью 80 тыс. тонн.

3. Для тепличных хозяйств пролонгируют квоты
Как сообщила в своем докладе Елена Фастова в ходе совещания, посвященного развитию производства овощей в закрытом грунте и господдержке отечественных тепличных хозяйств, объемы производства тепличных овощей по сравнению с 2014 годом выросли на 65%. В прошлом году российские предприятия собрали более 1 млн тонн. В ближайшие 4-5 лет ежегодное производство может быть доведено до 1,5 млн тонн. Дальнейшему развитию данного сектора помогут разработанные Минсельхозом изменения действующего механизма льготного кредитования.
Хорошей динамике в тепличном овощеводстве способствовали своевременные меры государственной поддержки в виде возмещения части понесенных затрат на строительство и модернизацию тепличных комплексов и льготного инвестиционного кредитования, которые реализовывались до 2018 года включительно. Учитывая достигнутые результаты, минсельхозом выдвинуто предложение с 2019 года увеличить максимальный срок льготного кредитования для заемщиков, реализующих новые инвестиционные проекты по строительству тепличных комплексов с 8 до 12 лет. Правом на такую пролонгацию также будут обладать производители, которые ранее не получали возмещения капитальных затрат.
Инициатива минсельхоза была одобрена, и к 1 октября 2019 года ведомство должно подготовить проект соответствующих изменений в нормативной базе.

4. Минсельхоз разработал законопроект об эко-продукции
Законопроект подготовлен в рамках процесса по созданию в России бренда «зеленой» продукции. Ожидается, что его принятие позволит сформировать систему правового регулирования нового для России рынка эко-продукции. В проекте прописаны практики регулирования производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации таких продуктов.
Документ предусматривает разработку национальных стандартов (ГОСТов), которые будут определять технические и технологические требования к экологически чистым продуктам. Также планируется создание специальных лабораторий для оценки их соответствия всем установленным требованиям и проведение мониторинга почв. Полномочиями по контролю за обращением эко-продукции будут наделены Россельхознадзор и Роспотребнадзор.
Однако нормы законопроекта не распространяются на парфюмерно-косметическую, охотничью и рыбную продукцию (кроме аквакультуры), лекарства, семена лесных растений, а также на органическую продукцию.
Как пояснили в Минсельхозе, в отличие от органической сельхозпродукции производство эко-продуктов допускает использование ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок.