,

Что делать с молоком: вопросы и ответы

 

20 марта в Новосибирске состоялся учредительный съезд Сибирского союза производителей и переработчиков молока «СОЮЗМОЛОКО. Сибирь». В мероприятии приняли участие ключевые эксперты молочного рынка, руководители ведущих производящих и перерабатывающих молочных предприятий из Новосибирской, Томской, Омской и Кемеровской областей. Обсуждали насущные вопросы, связанные с производством и переработкой молока в Новосибирской области и России в целом.

Молочное скотоводство в Новосибирской области — это крупнейшая отрасль, которая ежегодно прирастает новыми объемами. За первый квартал 2020 года животноводы надоили 162 тыс. тонн молока, что на 20 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. За сутки в регионе производится почти 1700 тыс. тонн продукта. Успехи очевидны, но вместе с ними в отрасли появляются и серьезные проблемы, решать которые необходимо незамедлительно во избежание стагнации. Одной из самых существенных проблем на данный момент является переработка, а вернее ее недостаточные мощности.

КАК БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ РЫНОК В 2020?

Если рассмотреть развитие производства сырого молока за последние пару лет, то ситуацию можно определить как комфортную. Цена находится на пиковых значениях. Она уже выше на 5%, чем в 2017 году, и на 7%, чем в 2019. Кроме того, сейчас в нашей стране цена на сырое молоко находится на более высоком уровне, чем цена в ЕС и Новой Зеландии. Это обеспечивает серьезный прирост. За последние 5 лет он составил более 2 млн тонн. Производство молока в прошлом году выросло на 600–700 тыс. тонн.

При сохранении мер поддержки, которые реализует государство, спрос будет расти, как и объемы. К 2024 году объем молока вырастет на 2 800 тыс. тонн, и это сформирует важные стратегические задачи для перерабатывающей отрасли. Что делать с молоком? Рассчитывать на потребление внутри страны можно, но только при двух условиях: первое — растет покупательская способность, второе — с российского рынка исчезает белорусское молоко. Задача формирования жестких отношений с белорусами могла бы снять напряженность и обеспечить доходность для последующего развития.

Однако выполнить все два условия довольно сложно.

КУДА ПОТЕЧЁТ МОЛОКО?

Одна из главных задача, которая стоит перед производителями, — понять, куда можно реализовывать продукт. Доходность, которая сейчас сложилась в отрасли, позволяет устойчиво наращивать производство сырого молока. Необходимо понимать, куда это молоко пойдет.

Рассчитывать исключительно на потребление внутри страны нельзя в силу нестабильности доходов населения. Необходимо искать варианты переработки и продажи молока.

«Сухое молоко, сыворотка, технические ингредиенты. Пристальное внимание нужно уделить поддержке именно этих направлений, — считает генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов. — Потенциально эти сегменты экспортоориентированы. Развитие данных производств позволят, в свою очередь, поддержать производство сырого молока и обеспечить достижение параметров экспорта. Это было бы сбалансированное развитие молочного производства».

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЕРЕРАБОТКОЙ?

Это действительно очень важныйи актуальный вопрос: из 1700 тонн молока в Новосибирской области перерабатываются только 1000 тон, 700 тонн вывозится в другие регионы.

«Когда-то в Новосибирске было два крупных молочных завода: один купила компания Danone, другой — Pepsico, — рассказал председатель правления Сибирского Союза производителей и переработчиков молока Игорь Елисеенко. — Danone перенёс производство в Кемеровскую область — а это 180 тонн молока в сутки. Pepsico сокращает объёмы переработки. Строящийся завод «ЭкоНива-АПК Холдинг» просто спас бы нас: область физически не может переработать объём производимого молока. А что будет, когда его станет ещё больше?»

«Тема переработки поднимается регулярно, — отметила заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. — Сейчас ситуация складывается так, что цена на молоко достаточно хорошая. Потому в рамках этой цепочки идет перетекание с точки зрения рентабельности на сырьевика и уходит от переработчика. Такая же ситуация по маслу. В текущей ситуации мы можем перераспределить какие-то меры поддержки на переработчика.

Мы можем поменять наши правила и ввести прямые меры поддержки на переработку литра молока. Сейчас мы собираем с регионов информацию, кому это будет интересно. Но принять решение должен именно регион.

Возможно, появится некий перекос в рамках поддержки между производителем и переработчиком, но это будет честно».

По словам министра сельского хозяйства НСО Евгения Лещенко, сейчас существуют определенные ограничения, которые сковывают возможности по перераспределению средств из регионального бюджета. И если подобная возможность будет использована в рамках постановления № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в НСО обязательно будут поддерживать перерабатывающие отрасли. Это злободневно для области.

«Если эта норма будет заложена в федеральных нормативных правовых актах, мы проведем соответствующие изменения и направим часть средств на поддержку перерабатывающих предприятий», — рассказал министр.

ЧТО БУДЕТ С МАРКИРОВКОЙ?

Это крайне важный вопрос, который уже давно беспокоит сибирских производителей.

Участники «Союзмолоко» обратились в Правительство с просьбой приостановить эксперимент по введению обязательной маркировки готовой молочной продукции до стабилизации социально-экономической и эпидемиологической обстановки в стране. А недавно стало известно, что введение обязательной маркировки молочной продукции откладывается до 2021 года. Предполагается, что молочная продукция будет подлежать маркировке не позднее 1 октября 2021 года.

Проблема маркировки состоит в том, что уровень готовности к ней крайне низкий. Проект находится в самом начале своей реализации. Никто не понимает масштаба инвестиций, а между тем, стоимость оборудования на одну линию составляет от 3 до 10 млн рублей. Суммарно отрасль должна будет платить оператору маркировки ООО «ЦРПТ» (ООО «Цент развития перспективных технологий») около 20 млрд рублей в год. Это больше, чем вся государственная поддержка, предоставляемая молочной отрасли! Так, завод, перерабатывающий 100 тонн молока в месяц, должен платить в ООО «ЦПРТ» от 150 до 300 млн рублей в год.

Однако есть и другие серьезные вызовы, с которыми сталкивается отрасль.

Сейчас, например, усиливается регуляторное давление на бизнес. Это касается и вопросов маркировки в дополнение к ЕГАИС, «Меркурию» и системе прослеживаемости от ФНС.

С 2021 года должны ввести механизм ответственности производителей за расходы на утилизацию упаковок, который существенно скажется на себестоимости. Если все эти инициативы будут реализованы, бизнесу потребуется порядка 50–60 млрд руб. дополнительно.

Конечно, забота об экологии важна, но всему свое время, считает Артем Белов. Ряд инициатив следовало бы отодвинуть по срокам, как например, это произошло с введением новых правил установления санитарно-защитных зон. Введение правил передвинули на 2 года.

ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ «СОЮЗМОЛОКО»

Национальный союз производителей молока — это влиятельная общественная организация, многократно доказавшая свою эффективность в лоббировании интересов производителей и переработчиков молока, решении ключевых вопросов отрасли, взаимодействии с госструктурами. Он в прямом смысле способен менять реалии производства, благодаря возможности доносить до федерального уровня проблемы производителей и переработчиков.

Одной из таких проблем стали гигантские штрафы на использование навоза на полях или ненадлежащее его хранение.

«По данной проблеме будет создана группа. Мы будем стремиться, чтобы сенаторы вышли с законодательной инициативой для нивелирования ситуации со штрафами, которые исчисляются миллионами рублей», — отметил генеральный директор «Союзмолоко». — Мы также обсуждаем вопросы, связанные со стоимостью электричества. История непростая. Делаем расчеты и пытаемся внести некоторые новеллы».

Под пристальным вниманием «Союзмолоко» находится и господдержка — одна из важнейших составляющих отрасли. Все механизмы поддержки, которые появились за последние годы, продолжают работать на производителей. При этом они постоянно совершенствуются. Напомним, что с января 2020 года три механизма господдержки объединены в одно направление — «компенсирующую субсидию». В этот вид поддержки вошли субсидия на килограмм молока, на которую выделят 7,1 млрд рублей, и поддержка приобретения племенного молодняка, на которую выделят 7 млрд рублей. Также появилось новое направление — «стимулирующая субсидия».

Помимо регуляторики и господдержки третья задача «Союзмолока» — это пропаганда потребления молока и молочных продуктов.

По словам Артема Белова, сейчас основными потребителями молочных продуктов являются люди среднего и старшего возраста. Молодежь не хочет их употреблять, и это большая проблема. Поэтому нужно работать с молодой аудиторией. Так, например, Национальный союз производителей молока разработал некоммерческую социальную программу, направленную на стимулирование потребления молока и популяризацию молочных продуктов среди населения России — «Три молочных продукта в день».

Четвертое направление — борьба с фальсификатом.

«Мы за свой счет проводим проверки, и от этого уже есть эффекты, — отметил директор «Союзмолоко». — Кстати, изменение технических регламентов, внедрение «Меркурия» оказало, как минимум, позитивное психологическое воздействие».