,

Агротуризму в Сибири быть!


С каждым годом в России все большую популярность набирает такой вид путешествий как сельский туризм. Этому способствует значительный потенциал сельских территорий. А в последнее время его рассматривают в качестве реального стимула для их развития. Сибирь постепенно присоединяется к новому тренду, открывая новые возможности для сельхозпроизводителей.

В прошлом году Владимир Путин подписал закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В этом документе вводится понятие «сельский туризм». Закон утвердил программу развития нового направления отечественного туризма до 2030 года, согласно которому сельский туризм признан одним из приоритетных направлений государственной политики на ближайшее время. А значит, в агротуризм будут вливаться денежные средства на его развитие. Так, в 2021 году в эту отрасль были вложены более 520 млрд руб­лей. В частности, средства пошли на строительство новых мини-гостиниц, гостевых домов, частных коттеджей и других заведений гостиничного типа на селе. При этом требования к сельским гостиницам будут отличаться от нормативов, которые предъявляются к гостиничным заведениям в крупных городах. Туристы могут рассчитывать на комфортабельное размещение, но условия жизни в частных усадьбах будут проще, чем в городских отелях.

КАК НАЧАТЬ?

Считается, что лучшими территориями для развития сельского туризма традиционно являются южные территории. Но самобытной Сибири тоже есть, что предложить. При этом начать заниматься сельским туризмом несложно. В постановлении Правительства РФ от 01.03.22 г. сформулированы требования к деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей по оказанию услуг в сфере сельского туризма.

Что потребуется для того, чтобы начать вести сельский туризм:

  •  наличие объектов сельского туризма;
  •  наличие квалифицированного персонала;
  •  удобные подходы (подъезды) к объектам сельского туризма;
  •  средства размещения, соответствующие санитарным требованиям;
  •  средства связи;
  •  информационный стенд.

Как видите, требования минимальны, но упираются в некоторые сложности. Одна из них  слабо развитая дорожная инфраструктура. Кроме того, наблюдается и нехватка квалифицированных гидов. Могу возникнуть непосредственно проблемы с самим концептом: что именно сельхозтоваропроизводитель готов предложить в качестве объекта туризма?

Однако положительный момент заключается в том, что коронавирусные ограничения послужили стимулом к развитию агротуризма.

Директор МКУ «Центр развития туризма Маслянинского района» Елена Воротникова отметила, что спрос на сельский туризм со стороны потребителя колоссальный, а предложений, готовых покрыть этот спрос, пока не хватает.

Поэтому были запущены меры государственной поддержки для предпринимателей. С 2022 года минсельхоз РФ начал предоставлять грант «Агротуризм», размер которого  от 3 до 10 млн руб­лей в зависимости от размера собственных средств заявителя.

На грант могут претендовать сельхозпроизводители, зарегистрированные на территории села или сельской агломерации и владеющие участком более 5 лет или имеющие право владения на 5 лет.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ СИБИРСКИХ АГРАРИЕВ

В помощь сельским производителям в Новосибирской области АНО центр поддержки сельских инициатив «Живая земля» запустил Акселератор сельского туризма «Агротуризм 54». Проект разработан для обучения фермеров, работников музеев, собственников гостевых домов, представителей туристско-­информационных центров районных администраций, эко-парков, ремесленных мастерских, организаторов фестивалей. В большинстве, представители целевой аудитории не являются подготовленными специалистами с профильным образованием и опытом работы в сфере гостеприимства.

«Живая земля» предоставляет активистам сельских туристских объектов знания, навыки, компетенции для развития туристского бизнеса, а также площадки для общения и обмена лучшими практиками.

На средства гранта акселератор запланировал поддержку двадцати пилотных туристических объектов Новосибирской области, начиная от проработки стратегии развития до тренингов по правовым аспектам сельского туризма, стандартам гостеприимства, маркетингу и продвижению, организация экскурсий и другим темам, актуальным для турбизнеса.

Каждый из 20 пилотных участников тренинга в результате данной работы защитит проект развития своего объекта. В результате будет сформировано сообщество представителей сельских туристских объектов, которые обладают знаниями и навыками по организации туристской деятельности, владеют основами гостеприимства, маркетинга, клиентоориентированности, выстраиванию событийно-­культурного наполнения объекта.

«В России это новое направление, по пальцам можно пересчитать регионы, в которых туризм развит. Это Калининград, Белгород, Архангельская область, Бурятия»,  отметила Алла Канаева, директор АНО Центр поддержки сельских инициатив «Живая земля».

Однако создание инфраструктуры  не единственное условие успешной деятельности агротуристического объекта.

«Сейчас у нас в интернет-­пространстве идет борьба за клиента. Если вас нет в интернете, то вас просто нет. Маркетинг  это важно,  считает Елена Воротникова.  Развивать сельский туризм можно, только если будет консолидация и внутри сообщества, и снаружи. Туризм  способ популяризации историко-­культурного наследия. Если мы не будем писать, рассказывать, привлекать туристов в наше историко-­культурное наследие, то оно просто не будет жить».

ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ ЕВРОПЫ

В развитых странах Европы сельский туризм популярен и занимает второе место после пляжного, принося около 20–30% общего дохода от туриндустрии. В настоящее время в Евросоюзе отмечают несколько основных моделей агротуризма.

Британская модель агротуризма основывается на совместном проживании владельцев фермы и туристов. К основным услугам, предоставляемым в рамках данной модели, относятся конные и пешие прогулки. Сегодня к обязательным услугам прибавилась рыбная ловля. Новинкой следует назвать появление ферм, которые предоставляют услуги исторического туризма определённых эпох.

Немецкая модель агротуризма основана на обоюдном труде на полях и совместном участии туристов и владельцев в повседневной жизни и фермерской работе. По факту, в Германии популярны два вида сельского туризма: непосредственно фермерский туризм  совместное проживание и работа в поле  и этнотуризм. Немецкий этнотуризм подразумевает участие во всевозможных народных фестивалях и праздниках, это знаменитые пивные фестивали и обычные мероприятия по празднованию дня села.

Французская модель агротуризма делает акцент на кулинарию и виноделие. В данном случае туристам предлагают отдельный домик с полным набором меню из местной кухни, включая сыры, коньяки и винные напитки, которых огромное разнообразие, учитывая, что у каждого фермера есть вино собственного производства и торговой марки.

Итальянская модель агротуризма похожа на французскую модель, но отличается собственным колоритом. Помимо кулинарного направления, включает развлекательные программы, физические нагрузки от занятий спортом, посещение исторических достопримечательностей. Итальянских туристов ожидает работа на виноградниках  сбор и переработка винограда и сбор оливок. Условия для проживания различные: это может быть роскошная вилла или простой деревенский домик.

По статистике, более 50% европейцев предпочитают отдых в сельской местности. Например, в Австрии агротуристы составили 16% от общего числа сельских туристов в Европейском Союзе, Италии  13%, Франции  15% и Испании  8%.

Не одно десятилетние в Италии, Испании, Франции, Греции развивается агротуризм, и эти страны выступают сегодня основными законодателями моды в сегменте мирового агротуризма. Здесь развита огромная сеть частных сельских гостиниц, созданы тысячи различных туристических аттракционов, разработаны сотни маршрутов.

Forbes выбрал некоторые страны, в которых заниматься агротуризмом особенно приятно.

Так, в Хорватию туристы едут за сбором оливок и поиском трюфелей со специально обученными собаками. В Чехии им предоставляется возможность подоить корову или принять участие в стрижке овец, приготовить сыр из козьего молока или поохотиться. На Шри-­Ланке туристы займутся резьбой по дереву и слоновой кости, работой на чайных, каучуковых и кокосовых плантациях, а также обучением тонкостям ланкийской кухни. В Польше гости могут освоить азы кузнечного дела, а на Кипре  научиться печь хлеб, помогать собирать апельсины и черешню.

ВЫБОР КОНЦЕПЦИИ

Вы можете опираться на опыт Европы или идти своим путем. В соответствии с классификацией сельского туризма у сибирских производителей появляется множество возможностей для реализации своих идей.

1. Гостевые дома

Расположенные в сельской местности гостевые дома чаще всего возникают на базе действующего личного подсобного хозяйства и крестьянско-­фермерского хозяйства. У отдыхающего есть возможность снять дом на любой удобный срок и наслаждаться тишиной и общением с природой. Чаще всего на такой вид сельского отдыха обращают внимание люди из больших городов, которые хотят уехать на выходные. Отметим, что в ковидную эпоху спрос на аренду загородных домов и дач вырос многократно. Жажду бегства из каменных джунглей можно выгодно использовать при развитии направления.

2. Гастрономический туризм

Это вид туризма, целью которого является знакомство с национальной кухней и напитками. Особенно пользуются спросом туры в другие страны. Но при правильном подходе гастрономический туризм можно развивать и локально.

3. Агротуризм

Вид сельского отдыха, который подразумевает собой посильное участие в работе сельхоз производства. Особенностью этого вида является, то, что путешественник приезжает в сельскую местность, на ферму, в качестве помощника-­волонтёра. А взамен он получает жилье, питание и обучение какому-то делу. В Сибири да и в России в целом такой вид сельского туризма пока не развит. Хотя есть и исключения. Например, контактная деревня в совхозе имени Ленина. Там же волонтеры собирают клубнику.

4. Экологический туризм (экотуризм, зеленый туризм)

Главной целью экотуризма является сокращение негативного воздействия на окружающую среду и повышение экологической грамотности людей. Этот вид путешествий предполагает, что организаторы тура продумали свою программу с учётом того, какой экологический след оставит человек. И этот след, естественно должен быть позитивным. В программу может включаться: высадка деревьев, очистка заповедников от мусора, фотоохота, пешие велосипедные конные прогулки, проживание в палатках или экодомиках и другое. Идеи экотуризма могут быть реализованы на базе волонтерских проектов. Это делает зеленый туризм доступным для большой массы людей.

5. Ремесленный туризм

Это направление, в котором туристам предлагается получить новые знания о старинных народных промыслах. Для туристов  это возможность увидеть и прочувствовать самобытность народа и национальный колорит. Очень хорошо подходит для отдыха в деревне с детьми.

Так, «Агротуризм54» реализует проект «Живая нить народных традиций».

В настоящее время в Новосибирской области набирает популярность тенденция проведения массовых народных праздников  Масленицы, Пасхальных гуляний в школах, во дворах. Однако, как правило, такие праздники проводятся ивент-­агентствами, аниматорами, имеющими неполное представление о традициях, смысле, символизме этих мероприятий. Привлечение к данному процессу именно специалистов, носителей народного творчества обогатит эту тенденцию, выведет на более глубокий, культурный уровень. Также в Новосибирской области достаточно серьезной задачей для всей туристической отрасли в части организации внутреннего туризма является создание объектов притяжения и событийного ряда мероприятий. Наблюдается острый дефицит и того и другого. Поэтому данный проект, помимо основной цели  приобщения широкой целевой аудитории к традиционной народной культуре, и сохранению наследия, будет иметь еще и вторичные выгоды  рост рынка внутреннего туризма, привлечение дополнительного дохода для всех участников цепочки, развитие сельских территорий.

Напоследок хочется отметить, что главным тормозом в реализации агротуристических проектов является ­все-таки наш менталитет. Мы неохотно развиваем то, что не является традиционным для нас и не приносит внушительной прибыли. Однако, если посмотреть под другим углом, грамотно развитый агротуризм станет прекрасным бонусом для развития репутации в информационном поле и все же в будущем сможет развиться в отдельное прибыльное направление. Смотря как к этому подойти. Самобытная и многогранная Сибирь может быть интересна не только для локального населения, но и для иностранных туристов, для которых данная территория связана с первобытной природой, органическими продуктами (здесь же будет уместно сказать и о развитии органического земледелия). Поэтому все дороги открыты, и новые возможности могут превратиться в ценный капитал.

В прошлом году Владимир Путин подписал закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В этом документе вводится понятие «сельский туризм». Закон утвердил программу развития нового направления отечественного туризма до 2030 года, согласно которому сельский туризм признан одним из приоритетных направлений государственной политики на ближайшее время. А значит, в агротуризм будут вливаться денежные средства на его развитие. Так, в 2021 году в эту отрасль были вложены более 520 млрд. руб­лей.